Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Курагино
25 июля, вс
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Курагино
25 июля, вс

Сохраняем традиции, верим в будущее

Выбор редакции
24 июня 2021
7
Какие мысли приходят вам при упоминании слово «казак»? Наверняка это образы, созданные напевными казачьими песнями, навеянные такими фильмами наших именитых режиссеров, как «Тихий Дон», «Кубанские казаки» и многих других. Яркие персонажи кинолент рисуют нам образы героев, и через них мы представляем казачью жизнь, быт, а главное, характер этих людей.

Мне, как корреспонденту «Тубинских вестей», посчастливилось познакомиться с настоящим потомственным казаком - атаманом Сергеем Ивановичем Никитиным.

- Мои предки - свободные казаки, челдоны, - говорит Сергей Иванович. – По рассказам я знаю, что, когда было соляное восстание, атаман сказал им уезжать, иначе придут царские войска и их подневолят.

Атаман Курагинского станичного казачьего общества Сергей Никитин (слева)
Атаман Курагинского станичного казачьего общества Сергей Никитин (слева)

Предки Сергея Ивановича еще в XVII веке вместе с казачьей общиной покинули родной Дон, семь лет они шли, не оставаясь долго на одном месте, пока не осели в Туве.

Углубляясь в историю, нужно отметить, что вся история развития казачества - это неотъемлемая часть истории России. Казаки в свое время сыграли важнейшую роль в обороне рубежей нашей страны и освоении новых земель. Казачьи подразделения успешно сражались на полях Первой мировой и Великой Отечественной войн. Подразделения казаков принимали участие в Параде Победы на Красной площади в Москве.

На новом месте предки Сергея Ивановича занимались охраной Урянхая на границе с Монголией, отлавливали конокрадов. В Туве родилось три поколения казаков.

- Мне рассказывали, что после революции, когда в деревню пришли «красные», по наводке местного жителя казаков из нашего рода выводили на берег Енисея для расстрела. Другие казаки отбили деревню, и наших родных расстрелять не успели. Дальше пошли разговоры о том, что если их не расстреляли, значит, они кого-то предали, но этого не было.

В период советской власти казачество переживало непростой период забвения его истории и культуры. В постсоветский период стали прилагаться активные усилия к его возрождению.

Непросто пришлось семье Сергея Ивановича, в Туве начались гонения на русских, и им в 1990 году пришлось переехать.

- Мы уехали в Иркутскую область, в г. Усть-Илимск, прожили там три года, я восстановился в казачестве. С возрождением казачьего движения как только нас не называли: и ряженые, и клоуны. Я все это прошел, только дух окреп. В 1993 году в д. Тюхтят переехали мои родители, вслед за ними и я перевез в Курагинский район свою семью. Здесь мы обзавелись хозяйством. Я так рад, что мы сюда приехали, будто я здесь родился и вырос.

Курагинское станичное казачье общество начало возрождаться в 1991 году, атаманом был Дмитрий Бондурин. После его ухода в совет стариков приказом атамана Единого казачьего войска Сергея Ивановича Никитина назначили наказным атаманом Курагинской станицы.

- Начал я службу простым казаком, дослужился до полкового старшины. Наша казачья станица приписана к Единому Енисейскому казачьему войску, атаман Вячеслав Анатольевич Кривоногов строгий, но справедливый. Он знает всех атаманов по имени-отчеству, всегда приезжает, спрашивает, как здоровье, как семья, как дети. Все Енисейское казачье войско тянет на своих плечах. Низкий поклон ему до земли, я его очень уважаю. Прекрасный человек и руководитель - настоящий батька.

Курагинское станичное казачье общество стало завсегдатаем различных военно-патриотических и культурно-массовых мероприятий не только на территории района, но и за его пределами.

- Мы представляли жизнь и быт казачества в фольклоре, для этих целей был создан творческий коллектив «Можарский курень». Ребята показывали различные сценки из жизни казачества, исполняли казачьи песни. На данный момент коллектив распался, но на базе Тюхтятского сельского клуба родился другой коллектив - «Сибирская криница». Одним из членов ансамбля является директор клуба Юлия Кузьмина. Хочется отметить, что организаторами и душой созданного фольклорного коллектива стали атаман Можарского куреня Евгений Мулин и казак Владимир Шкулов. В мае ансамбль ездил в Емельяново на межрайонный фестиваль казачьей песни «Удаль», где был единственным казачьим коллективом из столь отдаленной территории.

Сергей Никитин признается, что больших планов у них нет и количеством членов казачьего общества похвастаться они не могут, но здесь не так важно количество.

- Как говорит наш атаман Вячеслав Анатольевич Кривоногов, каждый казак должен вырастить хотя бы одного патриота, в этом наше предназначение. Нам необходимо сохранить свою идентичность, помнить свои корни. У казачества непростая история. Сейчас много споров идет о том времени, когда оно раскололось на «белых» и «красных». Кого считать правыми? Я считаю, что это был непростой выбор любого человека в то смутное время. Но теперь это история, и нужно с почтением относиться к каждому воину, вышедшему из казачьего племени, ведь они защищали свою землю.

- Что же нужно, чтобы стать казаком? – спрашиваю атамана в конце нашей беседы.

- Прежде всего, нужно внутреннее желание верой и правдой служить Родине.

Наталья НИКУЛКИНА (АП)

Редакция