Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Озвучка выделенного текста
Настройки
Обычная версия
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы
(видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Курагино
20 сентября, пн
Настройки Обычная версия
Шрифт
А А А
Фон
Ц Ц Ц Ц Ц
Изображения
Междубуквенный интервал
Одинарный Полуторный Двойной
Гарнитура
Без засечек С засечками
Встроенные элементы (видео, карты и т.д.)
Вернуть настройки по умолчанию
Курагино
20 сентября, пн

«Красная Шапочка»: сохраняя традиции и внедряя инновационные методики

Выбор редакции
17 июня 2021
9

Специалисты утверждают, что детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше. Причины разные, и рассказывать о них долго. Возможно, это станет предметом обсуждения другой статьи, сегодня же хочется поговорить о том, как исправить нарушения, как организовать процесс обучения для таких ребятишек.

Отмечу, что в нашей газете уже публиковались материалы на данную тему, но вопрос настолько острый и важный, что мы решили посвятить ей серию материалов. Сегодня предлагаем познакомиться с деятельностью дошкольного образовательного учреждения «Красная Шапочка».

Инклюзивное образование обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образованияв совместную деятельность. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.

- «Красная Шапочка» - первый детский сад, который начал работать с детьми, имеющими речевые нарушения, - рассказывает заведующая ДОУ Ольга Владимировна Митряшева, - начинала эту деятельность логопед В. И. Гриценко. Сегодня у нас трудится целая команда: учителя-логопеды, педагог-психолог, учитель-дефектолог. В 2016 году мы решили обобщить накопленный опыт, поделиться им с коллегами и организовали районную методическую площадку по речевому развитию.

До пандемии работали в обычном режиме: на семинарах-практикумах рассказывали коллегам о своем опыте работы, позже знакомились с результатами работы других дошкольных учреждений Курагинского района. Заключительным этапом работы районной площадки стал «Фестиваль успешных практик», где сады представляли самые лучшие методики работы с детьми с ОВЗ, их родителями и социумом.

Пандемия, конечно, внесла серьезные коррективы в деятельность дошкольного учреждения. По словам заведующей, им пришлось экстренно осваивать дистанционные технологии, проводить он-лайн родительские собрания, индивидуальные и общие консультации и даже площадку «Как можно организовать работу в условиях пандемии» для всех дошкольных образовательных учреждений района.

- Сегодня в «Красной Шапочке» обучается 45 детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития, один ребенок-инвалид, - объясняет Ольга Владимировна, - но это только ребята от пяти лет. То есть те, кто прошел районную психолого-медико-педагогическую комиссию, кому поставили диагноз, кого мы имеем право определить в логопедическую группу. Заключение ПМПК позволяет организовать более грамотную, я бы сказала, точечную работу, например, кому-то из ребят больше нужна помощь логопеда, кому-то психолога.

К сожалению, детей до 5 лет с данными проблемами еще больше. Малыши проходят инклюзивное обучение, их наблюдают и оказывают помощь специалисты нашего детского сада.

Это очень серьезная работа: предварительно мы проводим консилиумы, собираем большой пакет документов, разрабатываем для каждого индивидуальную образовательную программу. Как это выглядит на практике? К примеру, у наших воспитанников чаще всего наблюдаются ТНР, но кто-то из них не выговаривает «р», кто-то шипящие. Понятно, что для каждого необходимо подобрать специальную методику, индивидуальные задания: одни нуждаются в артикуляционной и дыхательной гимнастике, другим показан логопедический массаж и др. Кроме того, если специалисты видят, что результат оставляет желать лучшего, они корректируют образовательный маршрут.

О. В. Митряшева подчеркивает, что эффективность работы сотрудников ДОУ в значительной степени зависит и от родителей. Для налаживания взаимодействия в 2017 году педагоги организовали «Школу успешных родителей», подстраиваясь под их рабочий график, в нетрадиционной форме стали проводить родительские собрания, мастер-классы.

- Наши педагоги работают с полной отдачей, часто забывая о свободном времени, - комментирует заведующая, - зато сейчас мамы и папы с нетерпением ждут собраний, приходят практически все. Мы с ними союзники, единомышленники. Такое взаимодействие позволяет добиваться, с моей точки зрения, высоких результатов: 82% выпускников выходят в школы с «чистой речью». И цифра была бы еще выше, если бы некоторые родители прислушивались к нашим рекомендациям, хотя бы обеспечивали регулярное посещение сада.

Понятно, что у некоторых детей серьезные органические поражения, с которыми не удастся справиться полностью, но при регулярной комплексной работе значительно улучшить ситуацию можно. Знаете, время не стоит на месте, и, кто знает, может, вскоре появится такая методика, которая позволит справляться с проблемами, которые еще вчера казались нерешаемыми.

Однако нам некогда сидеть и ждать завтрашнего дня, поэтому педагоги и специалисты даже с солидным многолетним опытом регулярно повышают уровень квалификации, осваивают новое, применяют на практике. Я считаю, что нам удалось организовать в саду успешную модель инклюзивного обучения, но мы все равно не довольны, точнее, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, тем более что в дошкольном образовании есть столько нового, которое непременно хочется освоить. И все это только для того, чтобы помочь ребенку справиться с его проблемами, разглядеть сильные стороны, создать условия для успешного формирования его личности.

В марте 2021года педагогический коллектив принял участие в краевом конкурсе на «Лучший инклюзивный детский сад», вышел в 3-ий этап и занял 10 место в рейтинге. А на сегодняшний день детский сад работает в инновационном режиме, ему присвоен статус площадки института «Мир дошкольника: семья, детский сад, социум».

Татьяна Титяева (АП)

Редакция