Волшебный мир. Анатолий Быков о хорошем кино, кумирах и идеалах

12 сентября 2014 - Администратор
article471.jpg

Короткая история кино не мешает ему до сей поры носить титул самого массового вида искусства. Его считали началом новой вехи в истории человечества. Кино будоражило умы, заставляло думать, подражать, смеяться и плакать…

 

Молодому поколению трудно понять, насколько огромна была роль «важнейшего из искусств». Зато поколение старшее хорошо помнит огромные очереди в кинотеатры, ожидание показа любимого фильма. В преддверии Дня кино давайте вспомним, как это было. Чтобы воспоминания были интереснее и правдивее, мы попросили рассказать об индустрии кино в Курагинском районе человека, прошедшего путь от оператора передвижной киноустановки до технического руководителя районной киносети, - Анатолия Максимовича Быкова.

 

Попал он в профессию, как часто бывает, совершенно случайно. По окончании Петропавловской средней школы, с трудом выпросив в колхозе паспорта, они с другом по направлению поехали в отдел культуры. Направление им дали потому, что вчерашние школьники уж очень хорошо играли на баяне. Но стать музыкантами парням не удалось, т. к. одного направили в горный техникум на Урал, а другого в Черногорск - учиться на киномеханика. Так Анатолий Максимович неожиданно попал в волшебный мир кино.

 

В то время на территории района было 85 киноустановок, в некоторых селах даже по две. Киноустановки были государственные и профсоюзные, стационарные и передвижные. Вот с должности киномеханика Черемшанской передвижной киноустановки в 1960 году и начал трудовую деятельность Анатолий Быков.

 

А. Быков кроме Черемшанки обслуживал Гуляевку, Жаровск, родную Петропавловку. Односельчане встречали его с большим уважением, просили подняться на сцену клуба, рассказать, как ему удалось добиться такого успеха в жизни. И Анатолий рассказывал, потом демонстрировал фильм, а после этого брал в руки баян и устраивал землякам танцы. Не расставался он в то время и с фотоаппаратом. Фотографировал своих односельчан, по просьбе учителей делал фото школьников.

 

Летом, когда по таежным дорогам было не пробраться, его на вертолете забрасывали в Табрат, Таяты, где располагались геологоразведочные партии. А в холодное время года, когда устанавливался зимник, регулярно ездил показывать кино геологам на машине, которая доставляла им продукты, оборудование.

 

Передвижная киноустановка того времени весила ни много ни мало 250 килограммов. Плюс к этому еще возили за собой дизельную электростанцию, так как в отдаленных деревнях электричества не было. «В клубе нету керосина, освещается луной», - пели в то время деревенские шутники.

 

- Раньше как работали: приехал в деревню, показал фильм или два и идешь к председателю колхоза, просишь лошадь с подводой, чтобы ехать дальше, - вспоминает Анатолий Максимович. - В распутицу лошади увязнут в грязи так, что телегу с аппаратурой не могут из ямы вытянуть, приходится на руках переносить ее. Первые годы работы по труднодоступным деревням возили не только киноаппаратуру и электростанцию, но и экран. Но постепенно сельские клубы обживались, в них появлялись стационарные экраны, свои электростанции.

 

Проработав на передвижке два года, Анатолий Максимович перешел в курагинский кинотеатр «Сибирь». Три года трудился старшим киномехаником, потом его назначили техническим руководителем.

 

- В «Сибири» были постоянные аншлаги, за билетами очередь стояла с самого утра, - рассказывает он. - Поэтому в фойе поставили еще один экран и одновременно «крутили» по два фильма. Показы начинали с восьми утра. Четыре человека - два киномеханика и два помощника - демонстрировали фильмы целыми днями.

 

В 1967 году старший киномеханик стал техническим руководителем всей районной киносети. Отвечал за качество показа, пожарную безопасность, ремонт аппаратуры, соблюдение сроков ремонта, сохранность фильмофонда, проводил плановые осмотры, решал вопросы автотранспортного снабжения, проводил инструктажи.

 

- Если происходил сбой в работе аппаратуры, пленка портилась, рвалась, - вспоминает Анатолий Максимович. - Приедем в деревню, там жители спрашивают, сколько частей в фильме. «На сколько порвется», - отвечаем. Но это шутки, а на самом деле за это выписывали большие штрафы, поэтому к ремонтам, осмотрам подходили очень серьезно.

 

Назначение на руководящую должность совпало со временем слияния государственных и профсоюзных установок. Но прошло немного времени, и их количество стало уменьшаться - села соединяли с другими, закрывали клубы. Но интерес к кино не ослабевал, население по-прежнему с нетерпением ожидало показа нового фильма. Профессия киномеханика была очень популярна. Училища не успевали выпускать специалистов. Курагинские киномеханики учились на территории всего Советского Союза: в Ленинграде и Ленинградской области, Воронеже, Черногорске, Иркутске. На курсы повышения квалификации специалисты ездили в Минусинск, Красноярск, Канск.

 

- В 70-х годах широкоэкранное кино взбудоражило весь СССР, - вспоминает Анатолий Максимович. - Народ начал открывать для себя мир заново. Но, к сожалению, это продлилось недолго. С появлением первых телевизоров пришла и серьезная конкуренция. По телевидению показывали по два фильма в день, а в прокат давали 12 на месяц, из них шесть новых, остальные - повтор. При этом спускались директивы, какие фильмы и какой процент населения должен посмотреть. Например, лучшие советские фильмы должно было увидеть 40% населения. Давались и планы, поэтому все старались получить самые кассовые фильмы. Работники кино того времени очень хорошо знали население каждой деревни, ее расположение, учитывая все это, распределяли планы на каждую киноустановку.

 

В Курагино помимо «Сибири» функционировали стационарные кинотеатры на станции, на лесозаводе, в районе «Сельхозтехники» и АТП. Было также два летних кинотеатра: один в микрорайоне, второй на берегу Черемшанки. И они никогда не пустовали.

 

Анатолий Максимович не только демонстрировал фильмы, но и видел, как они снимаются. Наверное, немногие знают, что в нашем районе снимался фильм «Таежный десант» о строителях дороги Абакан - Тайшет. В нем играли известные советские актеры Станислав Бородкин, Владимир Гусев, Антонина Жмакова, Валентина Теличкина, Владимир Гуляев. Снимали его в Журавлево и Курагино. Отснятые кадры отсматривали в кинотеатре, что находился на лесозаводе. В историю попал автомобиль курагинской киносети, снятый на пароме. Бывал у нас в районе и «человек-амфибия» Владимир Коренев. Он приезжал вскоре после того, как вышел легендарный фильм.

 

Безудержно ворвавшееся в жизнь народа кино так же быстро и исчезло из нее. Развал киносети начался с началом перестройки. Сначала закрыли на ремонт «Сибирь».

 

- Новые идеи тогда возникали чуть ли не каждый день, - вспоминает Анатолий Максимович. - То хотели ремонтировать, то строить новый кинотеатр, потом снова разговоры о ремонте… Я даже ездил в проектный институт, специалисты которого начали делать проект нового кинотеатра, деньги уже были заплачены. Строить его должны были на месте нынешней церкви.

 

Но перестройка не дала ничего завершить. Окончательный крах кино потерпело с появлением видео. К тому же киносеть передали в отдел культуры. Сначала сократили работников, потом изъяли помещение, оборудование сдали в утиль. Поддержки руководитель киносети в то время не нашел ни у кого.

 

- А ведь у кино были большие перспективы, - с горечью говорит Анатолий Максимович. - Если бы не перестройка, то мы давно бы смотрели фильмы в 3D и 5D. Интересные разработки были уже в 80-х годах. В красноярском кинотеатре «Победа» демонстрировались стереофильмы - современные 3D. В Курагино и сейчас эти фильмы в диковинку, а мы их смотрели почти 30 лет назад. В Москве довелось побывать на кругопанораме - 11 вертикальных экранов создавали эффект присутствия. Эти технологии можно было еще тогда внедрить. Сейчас в кинотеатрах делают упор на комфорт: шикарная мебель, бар, но это не главное в кино. Нужно заботиться больше о здоровье зрителей, чтобы не уставали глаза, шея. Раньше тщательно высчитывали повышение пола в зрительном зале, удаленность от экрана. Нас учили все делать для удобства народа.

 

Современные фильмы Анатолий Максимович не смотрит. Телевидение для него, прежде всего, документальное кино, а жестокость, драки, кровь на экране - это не искусство. С детства кумирами остаются Николай Крючков и Марина Ладынина, а любимый фильм, который он смотрел еще мальчишкой в колхозном амбаре (клуба в то время в Петропавловке не было) - «Кубанские казаки». Своим идеалам и кино бывший руководитель киносети не изменяет. Думается, что он в этом не одинок, наверняка в Курагинском районе найдется немало тех, кто помнит и любит хорошее кино, кого до сих пор манит этот волшебный мир.

Елена Сухотина (АП)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!