Система триединства – успех гарантирован!

21 марта 2016 - Администратор

Учитель сельской школы. За этими простыми словами кроется так много: большие нагрузки, внеклассная работа, секции… Любой человек скажет, что работать в школе, тем более сельской, сложно. Но понять, насколько сложно, может только тот, кто отдал ей большую часть своей жизни, создал собственную систему обучения, распространил опыт по всей стране, добился, чтобы о достижениях его учеников говорили далеко за пределами села и района.

 

Изначально в планы Александра Александровича Иваницкого не входило преподавание физической культуры в сельской школе. Он жил в Красноярске, работал в техникуме физической культуры заведующим практикой и ведущим преподавателем нескольких предметов. И одновременно с этим готовил диссертацию, участвовал во Всесоюзных съездах, имел серьезные награды. В общем, подавал большие надежды и готовился заниматься наукой. Работа над диссертацией подходила к завершению, когда из-за болезни ребенка молодой ученый вместе с семьей был вынужден уехать из города. С прежней работы его отпускали на год, максимум два. Да и сам он дольше задерживаться в деревне не планировал.

 

Новое место жительства подбирал тщательно, один из студентов предложил поехать в Кордово. Так Александр Александрович оказался в Курагинском районе. В отделе образования его настоятельно звали в Курагинскую школу №1, но он выбрал Березовское.

 

– Материальная база школы была в то время на нуле, работать начинал на пустом месте и с укрепления дисциплины, – вспоминает наш герой. – После тепличных условий Красноярска, прекрасной материальной базы техникума работать было непросто. Благо, что связь с городом была, до краевого центра можно было добраться как на машине, так и на самолете. Поэтому, используя свои старые связи, начал пополнять материально-техническую базу школы.

 

Уже к окончанию первого года работы в школьном спортзале появилось достаточное количество снарядов. Наладилась дисциплина. А тем временем прошел год, прошел второй и…пролетела целая жизнь. В качестве учителя физического воспитания Березовской школы Александр Александрович Иваницкий проработал 38 лет. Диссертацию, которую планировал защитить в течение года, пришлось отложить. Для нее требовалось уйти на полгода в творческий отпуск, но в сельской школе сделать это было невозможно.

 

За годы работы у учителя было множество заманчивых предложений, ведь его опыт и разработанные спортивные снаряды стали известны всему Советскому Союзу и быстро нашли последователей. В чем же уникальность подхода к преподаванию по системе Иваницкого?

 

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Конек работы А. А. Иваницкого – массовая оздоровительная работа с детьми. Его воспитанники – чемпионы района, призеры края. Он прошел все ступени награждения: от отличника народного образования до заслуженного учителя России, победитель Всероссийского конкурса «Лучший учитель года».

Как лучший учитель физвоспитания был включен в делегацию Красноярского края на Олимпиаду в Афины.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

 

– Ситуация, когда один ребенок занимается, а десять в это время ждут своей очереди на скамейке, неправильная, – говорит учитель. – Все должны быть задействованы одновременно. Поэтому я и задался целью разработать снаряды, на которых могли заниматься все сразу. Если нет таких условий, то и серьезного учебного процесса не будет. Чтобы изготовить снаряды я прочел очень много литературы, первые делал, как было рекомендовано в специальных журналах. Но очень скоро понял, что они никуда не годятся. Появилась идея из стандартных снарядов изготовить нестандартные. Сварили рамы, крепежи, и уже в них вставили оборудование. И дело пошло, дети стали заниматься с удовольствием. Потом в школьном коридоре поставили тренажеры, чтобы, не заходя в спортзал, школьники могли применить свою энергию. В малом спортивном зале есть в свободном доступе штанги и гири. Такой подход быстро дал результаты – наши гиревики стали сильнейшими в районе. По другим дисциплинам ребята также показывали и до сих пор показывают прекрасные результаты, становятся чемпионами района, призерами края.

 

Помимо неординарного спортивного оборудования залогом успеха стала и собственная система, которая была названа системой триединства. Что же это такое?

 

– Три основные формы работы: урок, домашнее задание и коллективная форма защиты домашнего задания, т.е. соревнования. Эти формы были известны давно, но они заработали только тогда, когда были объединены. Например, идет легкая атлетика. Какое домашнее задание можно дать? Оздоровительный бег и каждую неделю увеличивать дозировку. На шестой неделе проводится первенство школы по оздоровительному бегу, т.е. проверяется домашнее задание. Я ввел оценку не по шаблону, а за разницу между конечным и начальным результатом. Оцениваю не за способности, а за проделанную работу. Например, если ребенок подтягивался три раза, а через четыре недели стал подтягиваться десять, то получает «пять». А другой изначально десять раз подтягивался и через месяц столько же, тогда при всем уважении к его результату могу поставить максимум «четыре».

 

Коллективную форму защиты домашних заданий Александр Александрович разработал первым в Советском Союзе. Он увязал три формы в единую стройную систему. Она наполнилась смыслом и стала давать превосходные результаты.

 

Жалеет ли именитый учитель о том, что не стал тренером?

 

– Наверное, нет, отвечает он. – В одной из статей обо мне написали: «Страна потеряла великого ученого, но приобрела великого учителя». Не знаю, верно, ли это. Но тренера в себе, действительно, на долгие годы пришлось усыпить. Его вытеснила массовая оздоровительная работа с детьми. Но сейчас я совмещаю ее с тренерской деятельностью.

 

Казалось бы, у заслуженного учителя есть все. Его любят дети, уважают коллеги, о его опыте снимают фильмы и рассказывают в журналах. О чем же он мечтает сейчас?

 

– Человек всегда живет мечтой о будущем. Мне хотелось бы возродить и сохранить массовость занятий физической культурой. Сейчас уроков физкультуры стало больше, преподавателей тоже, но спортзалы-то остались прежними. А в современных условиях, когда есть интернет, когда дети видят новые тренажеры, они хотят заниматься на них, хотя они, может быть, и не лучше старых, но выглядит круче. Поэтому нужна современная база, огромные деньги. Мечтаю, чтобы появились меценаты, новые спортзалы, а дети толпой бы бежали в них.

 

Действительно, о чем еще может думать человек, всю свою жизнь посвятивший развитию физической культуры и спорта? Пусть его мечты осуществятся!

 


Елена Сухотина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!