Родина моя. Знакомая и незнакомая. Шалоболино

15 октября 2015 - Администратор
article1210.jpg

Шалоболино - старинное село нашего района. Оно находится в 28 километрах от Курагино у подножия высоких скал - отрогов Саян, у реки Шушь, недалеко от большой реки Тубы.

 

Достопримечательности. Что посмотреть?

 

Памятник героям-землякам, павшим в боях за свободу в годы Великой Отечественной войны. На памятнике установлена мемориальная доска в честь героя Советского Союза Попова Павла Фомича.

 

Церковь Святой Животворящей Троицы

 

Церковь располагается в центре села, она возвышается над всей округой, ее отлично видно со всех сторон населенного пункта и с пролегающей рядом трассы, колокольный звон слышен во всех уголках Шалоболино. В церкви два зала, в одном происходят вечерние и утренние богослужения, в другом – литургии. Есть купель для крещения в форме православного креста.

 

Организованных экскурсий, как, например, в Свято-Вознесенском храме в Кочергино, здесь не ведется. Тем не менее паломников (они стоят долгие коленопреклоненные службы, которые длятся с семи утра до двух часов дня) и просто любопытствующих людей в церковь приезжает много. После окончания службы в святом месте всегда можно найти дежурного, который терпеливо расскажет невоцерковленным людям правила поведения в храме, поведает его историю. Нас встретила дежурившая прихожанка, спросив у отца Георгия благословения, она приступила к повествованию.

 


История храма

 

- Построена была наша церковь в 1851 году. Кстати, решение о строительстве принимали простые жители на сходе. Возводилась церковь «благодаря тщанию прихожан». Много средств на строительство пожертвовал золотопромышленник с. Пойлово Иосиф Иванович Артемьев. Храм строили сразу с двумя престолами: главный во имя Троицы, а второй - во имя Рождества Христова. Все стены главного престола были покрыты фресками, на которых изображены лики святых, библейские сюжеты. Алтарь отделялся от придела иконостасом в несколько рядов. Царские врата, ведущие в алтарь, были красивого литья, позолоченные. Во втором, меньшем по размерам приделе во имя Рождества Христова, службы велись по будничным дням, и украшен он был только иконами. В 1933 году в день Николая Угодника к входу в храм подъехали лошади, запряженные в сани, и активисты-комсомольцы начали выносить иконы, дорогую утварь, одежду священников, богослужебные книги, сбрасывать колокола. Позже в храме сделали склад для зерна. Моя бабушка рассказывала, что большевики хотели взорвать храм, но скоро от этой идеи отказались, так как сделать это было невозможным, ведь кладка здания была очень крепкой, раствор замешивался на яйцах, по особому рецепту обжигались кирпичи, что придавало особую прочность зданию. Одна женщина, ее звали Мария, собрала какую-то технику, лошадей и пыталась стянуть кресты с куполов. Люди отговаривали ее, просили, но она никого не слушала. Кресты ей уничтожить не удалось, только немного погнула, но вскоре и с ней случилось несчастье – обезножила. Еще рассказывали, что под храмом был подземный ход, выходящий на берег нашей речки. В народе считали, что батюшка благодаря этому ходу спас не одного человека от преследований коммунистов.

 

Местные коммунисты на протяжении многих лет лелеяли мечту взорвать здание церкви, даже приглашали для этой цели взрывников, но те сказали, что вся деревня рухнет, а храм будет стоять. Настолько основательно и прочно он был построен.

 

В годы советской власти здание использовали в качестве клуба, а затем как помещение для хранения зерна. Долгое время до начала своего возрождения храм пустовал, разрушаясь под влиянием погоды и действий вандалов.

 


Шалоболинская церковь и американцы

 

Возрождать церковь начали подростки из Красноярского края и штата Гавайи (Америка). Первый раз они приехали 20 июня 1991 года. Это были «трудные» американские и советские дети. Автор этой идеи архитектор, преподаватель КГУ А. Блохин. В 1983 году он был приглашен председателем колхоза В. Домбинским для проектирования новой конторы в селе Шалоболино. Пораженный уникальностью церкви (утверждал, что, с архитектурной точки зрения, в стране таких храмов всего три), он мечтал о восстановлении святыни. В первое же лето гости вычистили все внутри храма, вокруг него. Им помогали подростки села.

 


Второй визит состоялся летом 1992 года, американские подростки с педагогами и психологами жили в палаточном городке на берегу Тубы. Днем работали в храме вместе с жителями села, а вечером пели песни на русском и английском языках; пастор вел беседы о боге.

 


Возрождение церкви

 


В октябре 2006 года архиепископ Красноярско-Енисейской епархии Антоний передал Свято-Троицкий храм в попечение Свято-Вознесенской женской обители. Восстанавливаться храм начал настоятельницей Свято-Вознесенского женского монастыря матушкой Екатериной (Бальва). На его стене установлена мемориальная доска, на которой выгравировано «Восстановлена в 2011 году по благословению архиепископа Красноярского и Ачинского Антония игуменьей Свято-Вознесенского женского монастыря матушкой Екатериной, сестрами и благотворителями земли русской».

 


Святыни

 


В церкви есть особые, намоленные иконы. Этим иконам, по словам прихожан, около трехсот лет, они выполнены на единой доске.

 

На территории храма находятся захоронения двух священников, а также похоронена дочь одного из священников.

 


Шалоболинская писаница – музей под открытым небом

 


О Шалоболинской писанице написано много статей, научных трудов, причем вся информация есть в открытом доступе в Интернете. Поэтому детально рассказывать об этом памятнике мирового масштаба, думаем, смысла нет. Отметим только, что писаница расположена на крутом береговом скальном массиве, на правом берегу реки Тубы, так близко к воде, что отдельные рисунки можно рассмотреть, не выходя на берег. На протяжении двух километров скального массива было обнаружено восемь мест скопления рисунков. Все они расположены на разной высоте, поэтому скальный массив был разделен (условно) на три яруса: нижний, средний и верхний. Больше всего рисунков было обнаружено на нижнем ярусе.

 

Самые древние наскальные рисунки Шалоболинской писаницы относят к эпохе неолита, т.е. их возраст составляет от 6 до 8 тысяч лет. В ту эпоху чаще всего изображали животных: медведя, лося и т.д. Археологи предполагают, что это был некий ритуал, выбивать на скале убитое на охоте или специально принесенное в жертву животное. Скорее всего, в момент нанесения на скалу рисунка его окропляли кровью животного. Древние люди верили, что таким образом можно будет вернуть его в этот мир.

 Татьяна Титяева

 



 

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!