Жаровск: режим жесткой экономии

15 августа 2016 - Администратор
article2102.jpg

На протяжении нескольких лет идут разговоры о необходимости строительства не только железнодорожной ветки Курагино-Кызыл, но и об автомобильной трассе, которая бы связала наш район и Туву. По плану, к 2020 году магистраль должна связать месторождения Голевской горнорудной компании в Туве и станцию Журавлево. Стоимость автодороги протяженностью в более 300 км для вывоза руды Аг-Сугского медно-молибденового месторождения оценивается в 20 млрд рублей.

 


Переговоры представителей ООО «Голевская горнорудная компания» под руководством генерального директора Андрея Листкова и руководителей Курагинского района проводились неоднократно. В одном из совещаний принимал участие и депутат Государственной думы от Красноярского края Виктор Зубарев. По его словам, Курагинский район заинтересован в реализации этого транспортного проекта наряду с запуском строительства железной дороги Курагино-Кызыл.

 

На одном из последних совещаний в администрации нашего района руководство ООО «Голевская горнорудная компания» предложило изучить общественное мнение населения, проживающего на территории, в непосредственной близости от которых пройдет новая автодорога. Это Жаровск, Черемшанка, Мульга, Журавлево

 

После того, как до населения была доведена информация о планах по реализации проекта, жители Жаровска потеряли покой. Инициативная группа принялась активно действовать, направляя письма с протестом против строительства дороги в администрацию района, прокуратуру, губернатору, президенту.

 

Чтобы разобраться с ситуацией, на встречу с жителями Жаровска отправился глава Курагинского района Владимир Дутченко. В диалоге с жителями также приняли участие глава Черемшанского сельсовета Олег Колесник и депутат Черемшанского сельского совета Олег Боровской.

 

Для справки:

Поселок Жаровск – небольшое поселение, расположенное в живописном месте на излучине реки Казыр, в 18 километрах к юго-востоку от муниципального центра с. Черемшанка и в 104 км от районного центра. Поселок включает в себя 61 подворье, численность населения – около 160 человек. Помимо географической удаленности от административных центров, следует отметить исторически сложившееся особенности: отсутствие общественного транспорта, электрификации и прочих коммуникаций. В Жаровске около пятидесяти детей школьного возраста. Все они находятся на домашнем обучении. В этом году в поселке было 12 выпускников.

 

От мира не уйти

 

– Давайте поговорим о том, что вас волнует, – призвал жителей Жаровска глава района. Слухи ходят разные. Но на сегодняшний день ситуация такова: Аг-Сугскогое медно-молибденовое месторождение, принадлежащее Михаилу Прохорову, изучено, на нем подсчитаны запасы. Месторождение готово к разработке, идет активный поиск инвесторов. Строительство дороги вызвано необходимостью вывоза сырья на железнодорожные пути. Были рассмотрены четыре варианта строительства дороги: один из них – через Кызыл. Тувинская республика была крайне заинтересована в том, чтобы дорога прошла по их территории. Но в первую очередь рассматривалась экономическая выгода. Вариант строительства через наш район признан самым экономически выгодным. В настоящее время строительство дороги и поиск инвесторов идет на уровне чуть дальше, чем протокол намерений, – продолжил Владимир Валентинович. – Вначале были инвесторы из Канады. Но после известных событий на Украине канадские инвесторы выбыли из игры. Сейчас в строительстве горно-обогатительного комбината и автодороги заинтересованы китайские компании, которые договорились о составлении проекта.

 

 

Поэтому сейчас говорить о том, что дорога будет проходить по Жаровску, затронет то и это – преждевременно.

 

Доводы главы района не особо успокоили жаровцев. Они продолжали в мельчайших подробностях расспрашивать руководителя района о том, что будет с окружающей территорий, рекой, редкими растениями, растущими рядом с поселком. И пытались выяснить, нет ли возможности проложить трассу в другом направлении.

 

На что Владимир Дутченко пояснил:

 

– Этот вариант строительства автодороги самый удобный. Есть мост через Кизир в Журавлево, есть железнодорожные подъездные пути, где планируется строительство погрузочно-разгрузочной станции. В том, что вы будете возражать против этого варианта, мы даже не сомневались. В этом случае инвесторы готовы перенести трассу на другой берег Казыра. В этом случае нужно будет построить дополнительно два моста. Но инвесторы готовы пойти на это. Подобная ситуация была в Подгорном, когда рассматривался проект строительства железной дороги Курагино-Кызыл. Правда, тогда уже прошли экспертизы, проект был принят. Тем не менее на сходе граждан люди стали протестовать. И дорогу перенесли на полтора километра от населенного пункта. Так может быть и здесь. Я понимаю, что вы приехали в наши места, ища уединения, вам важно спокойствие и тишина. Но давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Территории крайне необходимы электроснабжение и дороги. С помощью частных инвестиции можно получить устойчивое электроснабжение при помощи Ирбинской подстанции, где не используются мощности, освободившиеся после закрытия рудника. Инвесторы могли бы помочь в этом. Сейчас вы используете электричество от генераторов и солнечных батарей. На семейные нужды этого хватает. Хотя мне, привыкшему к нормальному электроснабжению, трудно понять постоянному экономию электричества. Однако ваша зона требует школ, детских садов. На все это нужны средства, а их в бюджете нет. В то же время ООО «Голевская горнорудная компания» готова пойти на государственно-частное партнерство и помочь нам в обеспечении населенных пунктов территории электричеством. То же самое и с дорогами. Вспомните, как в половодье мы рожениц возим в районный центр. Как весной и зимой с гор сходят снежные лавины, перекрывается дорога. Нам приходится организовывать пункты питания, места в гостиницах. Если будет построена дорога в обход Эктажа – это будет благо для всей Черемшанской зоны.

 

 

Собственно, компании нет разницы куда вкладывать деньги: в строительство дополнительных мостов или в благоустройство вашей территории. Это выгодно, в первую очередь, вам и всему району.

 

Слушая Владимира Валентиновича, жители Жаровска вновь и вновь возвращались к проблеме экологи и необходимости переноса дороги. Их интересовало, будут ли разрабатываться новые месторождения, находящиеся вблизи будущей дороги?

 

На что глава района честно ответил:

 

– Мое предназначение – привлекать инвестиции в район. На сегодняшний день наша территория имеет порядка 12 % собственных доходов. Ранее, когда работали рудники, было 42%. Мы живем на дотации – строим школы, увеличиваем заработную плату работникам бюджетной сферы. Моя задача – увеличивать бюджет. Об этом говорят и президент, и губернатор. Как же можно увеличить бюджет? Как раз при помощи подобных проектов. Дорога пройдет, действительно, в непосредственной близости от месторождений железной руды, где запасы - миллиарды тонн. Это легкообогатимая руда, поэтому интересна металлургам. Когда строили мост в Журавлево, то надеялись на разработку месторождений. Поэтому мы должны сделать так, чтобы дорога прошла максимально близко к этим месторождениям. Но на том берегу Казыра также есть масса месторождений. Сюда все равно придут не за одними, так за другими полезными ископаемыми. Уж так сложилось, что мы живем в удивительно богатых местах. И у нас нет другого способа зарабатывать деньги, кроме как использовать недра. Конечно, есть возможность развивать туризм, тогда все будет чисто и нетронуто. Но пока нет желающих инвестировать в это достаточно средств. Если у вас есть такие инвесторы – мы готовы рассмотреть все варианты, предложенные ими.

 

По мнению жаровцев, даже вариант с обходом поселка проблемы не решит – по всей протяженности дороги появятся несанкционированные карьеры, вырубки. Они приводили в пример другие территории России, где жители оказались в аналогичной ситуации. Их также не интересует возможность появления дополнительных рабочих мест. Придорожные кафе, бензоколонки и труд дорожных рабочих – не высокая плата за нарушенный покой, - считают жители таежного поселка.

 

– Поверьте, что никто безнадзорно не будет брать строительные материалы и рубить лес, – заверил Владимир Дутченко. – В стране действуют очень жесткие законы, прокуратура ведет постоянный контроль за деятельностью строительных организаций.

 

Постепенно разговор зашел о других проектах, в частности об обеспечении альтернативным электроснабжением других, даже фантастических проектах.

 

Но завершилась встреча, можно сказать, тем же, чем и началась - уверенностью населения в том, что их будущее – экопоселение. Правда, в завершение жаровцы все же обещали подумать и решить: продолжать ли им упорствовать и протестовать против строительства дороги или все же пойти на компромисс и попробовать получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.

 

Надо отметить, что активно протестуют против строительства автодороги далеко не все жители поселка. Коренные жаровцы ждут его и надеются, что появится возможность детям учиться в государственных школах, посещать детские сады, пользоваться без ограничения электричеством и другими благами цивилизации.

 

 

Для справки:

"Интергео" и китайские NFC, COVEC будут вместе разрабатывать тувинский Ак-Суг Компания "Интергео" Михаила Прохорова подписала с китайскими компаниями China Nonferrous Metal Industry's Foreign Engineering and Construction Co (NFC) и China Overseas Engineering Group Co (COVEC) рамочное соглашение о проектировании, материально-техническом обеспечении и строительстве Ак-Сугского медного месторождения в Республике Тува. Соглашение предусматривает создание первоклассной горно-обогатительной инфраструктуры и предоставление оборудования с целью полного раскрытия огромного потенциала одного из крупнейших медных месторождений в мире. Его установленные ресурсы составляют более 4,9 млн тонн меди. После того, как предусматриваемое соглашением предприятие будет пущено в эксплуатацию, оно должно ежегодно на протяжении 24 лет выдавать более 110 тысяч меди в концентрате.

«Вестник золотопромышленника» сентябрь 2015г.

 

 

За что проголосует большинство населения – покажет время. Вот только хочется, чтобы, принимая такое ответственное решение, взрослое население не забыло подумать о том, захотят ли их дети и внуки жить так же, как они, через 40-50 лет? Как оценят они решение своих родителей, выбравших жизнь в режиме жесткой экономии электричества, оторванности от мира?

 

Время все расставит на свои места. Радует хотя бы то, что за разумное использование ресурсов района голосуют и власти, и жители.

Елена Сухотина


Комментарии (3)
Игорь Кром # 23 августа 2016 в 04:14 0
К сожалению, несмотря на то, что автор статьи Елена Сухотина присутствовала на встрече, в статье допущены серьёзные искажение информации. Во-первых, общий смысл статьи сводится к тому, что якобы жаровчане (так правильно называть жителей посёлка Жаровск по правилам русского языка, а не "жаровцы") - якобы жаровчане - кучка отсталых людей, противостоящих прогрессу и тупо желающих жить в "режиме жёсткой экономии". Это неправда. Почему-то Елена ни словом не упомянула о главном аргументе - высокой биологической ценности данной территории, подтверждённой учёными специалистами Ботанического института им. В. Л. Комарова Российской Академии Наук и Института аридных зон Южного научного центра Российской Академии Наук. О том, что небольшая территория вокруг Жаровска представляет собой уникальный природный комплекс, о необходимости сохранности которого из БИНа было направлено официальное ходатайство губернатору края и в министерство природы. О том, что за сохранность некоторых уникальных видов, произрастающих здесь, Российская Федерация взяла на себя ответственность на международном уровне, и ответственность эта лежит именно на государстве, на представителях власти.
Кроме того, вот это утверждение "Надо отметить, что активно протестуют против строительства автодороги далеко не все жители поселка. Коренные жаровцы ждут его и надеются, что появится возможность детям учиться в государственных школах, посещать детские сады, пользоваться без ограничения электричеством и другими благами цивилизации" - грубое искажение действительности. Напротив, именно коренные жаровчане, родившиеся и выросшие в Жаровске, одними из первых выступили против прохождения дороги через наш посёлок. Вот что пишет в комментариях к нашей петиции, размещённой в интернете, коренная жаровчанка Анна Котельникова:
"Родилась и выросла в д. Черемшанка (окрестности д. Жаровск) и мне не безразлична обстановка на моей Родине.
Нельзя разбивать дорогу по которой и так без постоянного выравнивания грейдерами проехать невозможно. Нельзя в угоду одному делу жертвовать спокойной экологичной жизнью целого населенного пункта, даже и небольшого. Надо искать варианты, которые устроят всех".
Не было и никакого обещания "подумать и решить: продолжать ли им упорствовать и протестовать против строительства дороги или все же пойти на компромисс". Эти слова произнёс человек, попавший на встречу случайно, не являющийся жителем Жаровска, и сказаны они были не как обещание от имени деревни, а как предложение её жителям, о том, что у жителей есть два варианта: либо отстаивать всеми законными способами неприкосновенность данной территории, либо идти на компромисс и постараться выторговать для себя как можно больше благ из этой ситуации.
Для жаровчан же нет никакого выбора. Мы все прекрасно понимаем, что в случае реализации данного проекта природа вокруг нас будет практически полностью уничтожена. Мы хотим пользоваться благами цивилизации, но не такой ценой.
Прошу редакцию "Тубинских вестей" дать опровержение в ближайших номерах газеты.
Администратор # 23 августа 2016 в 11:05 0
Здравствуйте, вопросы, касающиеся опровержения, уточнения того или иного материала, решаются только после согласования с редактором, а сделать это можно лишь после личной беседы с ним.
Спасибо
Александр # 4 июня 2017 в 18:14 0
Одной молодой и многодетной семье из Жаровска пришлось уехать,так как остальные жители были против .дороги, электричества, автобусов и новых рабочих мест.Я Надеялся что всё таки проведут дорогу через деревню.Так же я надеялся что мои дети будут ходить в нормальную школу №20 но жители все против .И я увёз свою семью в город Берёзовский Кем. обл.Мне не хотелось ругаться с жителями Жаровска .Моё мнение не кого не интиресовало,а я считаю они не думают о будущим своих детей и внуков.В Жаровске живут считай одни пенсионеры молодежи работать негде .сейчас эти жители получают пенсию и им хорошо . а дети их пенсию получать не будут так как если работают то неофициально