Учитель! Как дорого это слово

15 марта 2018 - Администратор
article3226.jpg

Педагогическое мастерство

Нина Васильевна Догаева из Черемшанки стала одним из победителей профессионального конкурса «Учитель года-2017» (3 место), представляла Курагинский район на краевом этапе. Причем ее деятельность высоко оценила экспертная комиссия: по результатам отборочного тура Нина Васильевна вошла в число 25 лучших педагогов Красноярского края.

 

– Я очень рада тому, что в Красноярск поехали три победителя конкурса, – рассказывает Нина Васильевна, – Нина Николаевна Строева и Наталья Викторовна Русяева – замечательные педагоги, я горжусь тем, что работаю с ними в одном районе. У нас сформировалась сильная, дружная команда. Считаю, что за счет командной сплоченности нам удалось попасть в полуфинал «Учитель года Красноярского края-2017», а потом мы с радостью узнали, что Наталья Викторовна стала финалистом. Кстати, конкурсантам этого года хочу посоветовать подумать об использовании игровых форм на уроке. А еще желательно распланировать содержание урока так, чтобы каждый его этап был прост и доступен большому количеству людей. Все-таки не нужно забывать, что это конкурс, а он диктует свои правила.

 
Судьбоносный выбор

 

Да, сегодня Нина Васильевна – опытный педагог, ее уважают коллеги, любят дети. А ведь было время, когда наша героиня на заре своей юности стояла, как многие молодые люди, перед профессиональным выбором.

 

– Когда-то я хотела быть археологом, журналистом, заниматься служебным собаководством, работать в зоопарке с животными, – вспоминает Н.В. Догаева, – но стала учителем. Впрочем, такой выбор вполне понятен: я пошла по маминым стопам. Она у меня была очень интересным и преданным своему делу человеком. Мама – педагог от Бога. Окончив педучилище, она сначала преподавала русский язык в вечерней школе, потом работала учителем начальных классов, долго трудилась в интернате для неблагополучных детей. Когда я слышу разговоры о том, что самое трудоемкое в педагогической профессии – это бесконечные планы и тетради, то сразу вспоминаю выходные дни в нашей семье. В субботу и воскресенье мама часто приводила домой детей из интерната, которых родители не забирали на выходные. Мы их отмывали, обстирывали, выводили вшей ... Так что самой трудной работой я считаю не поурочные планы, а умение отогреть во всех смыслах этого слова обездоленных детей, да и просто найти общий язык с любым ребенком. Тетради же у меня не вызывают сильных отрицательных эмоций, наверное, такое отношение тоже из детства. Мне часто приходилось наблюдать одну и ту же картину из нашей семейной жизни: мама поздним вечером сидит за столом и проверяет классные и домашние работы учеников, папа отдыхает рядом на диване. Время от времени мама поворачивает к нему голову и зачитывает слова или предложения со смешными опечатками, они дружно смеются. Наверняка поэтому проверка тетрадей для меня не особо утомительна, напротив, она интересна, особенно если это сочинения. Например, иногда какой-нибудь вполне ординарный ребенок «выдаст» совершенно неординарную мысль! Вот тогда понимаешь: в каждом ученике есть что-то гениальное.

 

Необходимо также отметить, что, помимо Нины Васильевны и ее мамы, педагогике свою жизнь посвятили бабушка и сестра нашей героини. А еще Нина Васильевна считает, что на выбор профессии повлияли педагоги, которые открывали ей азы того или иного предмета.

 

 

Как все начиналось?

 

– Помню ли я свой первый рабочий день? – уточняет вопрос Н.В. Догаева. – Помню, и очень хорошо. Только их у меня была два. Да, да, не удивляйтесь. Дело в том, что из-за нехватки учителей в Хабаровском крае к преподаванию в образовательных учреждениях привлекали даже студентов. В конце третьего курса я решила пойти работать в свою родную школу в г. Облучья. Помню, как в первый день стояла у стенда и изучала расписание, подошел девятиклассник и, приняв меня за новенькую, пригласил сидеть с ним за одной партой. А чуть позже директор познакомила с классом, где как раз и учился мой новый знакомый. Я потом долго смеялась, когда вспоминала его растерянный вид. Первый урок в том классе тоже хорошо запомнила, ребята сидели тихо-тихо, внимательно меня слушали. Мы с ними, кстати, до сих пор общаемся.
  Своим первым классом я считаю и тот детский коллектив, который мне доверили уже после окончания института. Отчетливо помню 4 ряда парт, за которыми сидят 47 пятиклассников и три больших окна в учебном кабинете. Вместе с десятилетними ребятишками учились четыре человека, оставленных на второй год, и три – на третий. Так вот, в числе 47 учеников находились очень трудные ребята, честно скажу, работать с ними было непросто. Знаете, сейчас есть такие ученики, кто плохо пишет, читает, но тех, кто вообще ничего не умеет, нет. По крайней мере, в этой школе я таких детей не встречала. Например, мой любимый выпуск – 2017 года – все прекрасные ученики, умные, талантливые, добрые, к ним всегда было радостно идти на урок.

 

Из-за того, что в образовательных учреждениях катастрофически не хватало педагогов, Нине Васильевне приходилось работать в двух школах.

 

– В одной из них уроки начинались с восьми утра, а в другой с девяти, – вспоминает Нина Васильевна, – сначала бежишь в ту, которая ближе к дому, и проводишь два урока, а со звонком – быстрее на автобус, если повезет, а если нет – пешком 3 километра в противоположную сторону. Час разницы между занятиями давал возможность успеть провести еще 4 урока, и так 6 дней подряд.

 

   Но самым сложным для Н.В. Догаевой оказался не график работы, а статус приходящего педагога в одной из школ, ощущение чего-то временного, преходящего.

 

– Я до сих пор помню почерк, ошибки первых учеников, – рассказывает Нина Васильевна. – Наверное, потому, что это было время познания себя как педагога, время первых открытий и побед в педагогике. Когда понимаешь, что ты на своем месте. Разница между нами составляла всего лишь 10 лет, это помогало в общении: много было общих идей, планов. За 7 лет мы объездили всю Россию, посетили столько интересных мест. Жаль, что сейчас нет такой возможности, материальные условия не позволяют отправиться с учениками в путешествие по родной стране.

 
День сегодняшний

 

- Вот вы спрашивали меня об отношении к изменениям, произошедшим в образовании за последнее десятилетие. Я считаю, что если есть желание работать в школе, то надо адаптироваться к современным условиям. Времена не выбирают. Дети остаются детьми, надо стараться их любить и понимать. А трудности надо уметь преодолевать, находить силы для этого. Хотя, признаться, я скучаю по тем временам, когда новаторская педагогика внедрялась в средние школы. Я была на уроке у замечательного педагога Е.Н. Ильина, слышала его лекции – посчастливилось побывать в качестве гостя на слете новаторов. Это было время свободы творчества, полета идей, какого-то доверия педагогам. Сейчас бывает трудно оставаться творческим учителем из-за большого количества отчетов, программ, которые приходится корректировать каждый год. Это отнимает много времени и сил. Но, с другой стороны, конкурс «Учитель года» - чем не слет новаторов?

 

 

Есть, на мой взгляд, очень серьезная проблема – ослабление интереса к чтению у детей. Все труднее увлечь ребенка книгой, и, что самое печальное, многие родители не считают это важным. Они отдают ребенка в школу и ждут от нас, что мы всему научим, а при этом у детей нет потребности к познанию, она не сформирована. Современные дети больше времени проводят за компьютером, телефоном, чем за книгой. Очень жаль, ведь пищу для ума и сердца можно найти, только познакомившись с тем или иным произведением, а не в компьютерной игре. Я мечтаю о том, чтобы у каждого моего ученика дома была своя книжная полка, и формировать ее лучше родителям, по мере взросления ребенка, с детского сада. Не важно, какого жанра будет эта литература. Главное, чтобы ребенок читал, узнавал новое, знакомился с грамотным словом писателя.

 

Надо сказать, что династия учителей в семье Н.В. Догаевой продолжается. Ее старшая дочь учится в Красноярском педагогическом университете им. В.П. Астафьева на психологическом факультете, наверняка девушка будет работать в школе. А вот сын пошел по папиным стопам, он строитель. Младшая дочь готовится к поступлению в ХГУ, она, скорее всего, свяжет свою жизнь с организацией культурно-массовых мероприятий. Помимо этого, у Нины Васильевны немало учеников, решивших стать педагогами. Есть и те, кто связал свою жизнь с профессией журналиста.

 

 – Какие у меня планы? – улыбаясь, переспрашивает педагог. – Хочу стать бабушкой, мечтаю о внуках. Но это личное. Если же говорить о профессиональных планах, то у меня в этом году 11 класс. Что еще можно сказать? Мы усиленно готовимся к экзаменам, пишем сочинения, выполняем тесты. Радует то, что ребята хорошие, способные, я ожидаю хороших результатов. Мы вместе преодолеем все трудности, добьемся нужного результата и будем стремиться к новым вершинам.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!