Три имени в одно в пути сольются: Кошурников, Стофато, Журавлев...

11 сентября 2020 - Администратор
article4505.jpg

Об изыскательской экспедиции Александра Кошурникова, которая погибла осенью сурового 1942 года в тайге на реке Казыр, было много написано и сказано. Имена этих смелых людей, которые до последнего вздоха выполняли свой трудовой подвиг, знают очень многие. Александр Кошурников, Алексей Журавлев, Константин Стофато - их именами названы улицы и железнодорожные станции не только в Курагинском районе, где они погибли, но и там, где протянулись рельсы трассы Абакан-Тайшет.

 

Память об этих людях не утихает и спустя практически 80 лет после их гибели. Группы энтузиастов тянутся к заимке Нижне-Казырская, где похоронен руководитель экспедиции А. Кошурников, чтобы отдать дань памяти смелым людям. В августе нынешнего года сюда приехала инициативная группа, в которую вошли сотрудники железной дороги, ветераны и рабочие ПЧ-10, сотрудники музея им. А.М. Кошурникова – филиала Курагинского районного краеведческого музея, школьники и краеведы.

 

- Мы сюда приезжаем каждый год, чтобы навести порядок на могиле Александра Михайловича, убрать траву, покрасить забор, возложить цветы, - говорит руководитель музея им. А. Кошурникова Надежда Унгуряну. – Но этот год стал для всех особенным. Весной исполнилось 115 лет со дня рождения руководителя экспедиции. Совместно с профсоюзной организацией Абаканского региона КрасЖД мы решили обновить стелу на берегу Казыра и сделать памятные таблички. Ведь здесь похоронен только Александр Кошурников, чьи останки были найдены через год после гибели. А могилой для двух других участников экспедиции, Кости и Алеши, стали воды сурового Казыра. Вот нам и хотелось, чтобы все, кто сюда приезжает, знали и помнили о каждом участнике экспедиции.

 

Представители железной дороги всегда с большим уважением относятся к сохранению памяти о трех изыскателях. Ведь именно они, три первопроходца, дали толчок строительству железнодорожной трассы Абакан-Тайшет, которую теперь так и называют – «трасса мужества». Ее строительство началось спустя два десятилетия после гибели экспедиции. И хотя трасса прошла другим маршрутом, подвиг трех изыскателей помнят и чтут по сей день. Сейчас трасса Абакан-Тайшет – это 647 километров стали и мужества, 700 искусственных сооружений, девять тоннелей общей протяженностью более десяти километров, три виадука, один из которых – Козинский – уникальнейшее по размерам и по своему инженерному замыслу сооружение Азии, сотни больших и малых мостов, которые пришлось создать строителям.

 

- В 2020 году исполняется 55 лет трассе Абакан-Тайшет и 55 лет Кошурниковской дистанции пути, - говорит председатель профкома Ирина Вавилова. - Сейчас идет модернизация железной дороги, строительство вторых путей, уже запустили три перегона. А это значит, что дело изыскателей живет, их гибель была не напрасной. В этот раз на могилу Кошурникова приехали внуки Дины Ивановны Ивановой, женщины, которая приняла трагедию гибели экспедиции как личную. Дина Ивановна много трудовых лет отдала железной дороге, долгие годы навещает могилу Кошурникова и общается со многими родственниками членов изыскательской экспедиции.

 

В этот раз приехать не смогла, но за нее на заимку Нижне-Казырская приехали ее правнуки Макар и Сережа. Они написали большую исследовательскую работу, которая познакомила их сверстников с подвигом группы Кошурникова, и стали победителями всероссийской исторической акции. В этот раз они приехали сюда, чтобы помочь в уборке и реставрации мемориала. Есть преемственность поколений, а это значит, что подвиг трех изыскателей не будет забыт и дело их продолжает жить.

 

Наталья НИКУЛКИНА (АП)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!