Секреты мастерства Татьяны Алехиной — Тубинские Вести

Секреты мастерства Татьяны Алехиной

26 января 2017 - Администратор
article2527.jpg

Чем занимаются на уроках труда? Известно чем, скажете вы: девочек учат шить и кроить, мальчиков – строгать и пилить. Так-то оно так, но только настоящие профессионалы, помимо обязательных умений и навыков, стремятся дать детям гораздо больше программы.

 

Татьяна Александровна Алехина, преподаватель технологии и изобразительного искусства Белоярской школы, например, знакомит детей с азами глиняного мастерства, прививает любовь к работе с соломкой и др. По словам коллег, ее занятия считаются изюминкой школы, чертой, заметно отличающей ее от других образовательных учреждений.

 

– Я тружусь в школе с 1988 года, – рассказывает Татьяна Александровна, – и мой опыт показывает, что техника работы с природными материалами детям наиболее интересна. Это способствует развитию их фантазии, будит воображение. Самым доступным природным материалом для нас является соломка. Однако процесс ее заготовки не так уж и прост. Конечно, я сама добываю материал, для этого выезжаю в поле и просто вручную собираю пшеничные, овсяные, ржаные колосья. Затем их нужно перебрать, высушить, обрезать, так как в работе пригодится только серединка, все остальное придется выбросить. А еще – каждую серединку разрезать, потом распарить, прогладить – и только тогда получается соломка, пригодная для творчества.


Создание разных картин, безусловно, самый интересный этап этой техники, но в то же время не менее трудоемкий, чем заготовка материала. Ребята, в основном это ученики 5-8 классов, каждую соломинку наклеивают на альбомные листы, кладут их под пресс, придумывают рисунок, делят на грани листы из соломки, нумеруют их, и только после этого, учитывая направление, «собирают картину».

 

– Это очень кропотливая работа, требующая много времени, усидчивости, терпения, – объясняет педагог, – но детям нравится. Посмотрите, сколько картин украшает рекреацию нашей школы! Многие висят уже не первый год, их авторы уже давно не учатся в школе. Я слежу за картинами, регулярно реставрирую. Причем те ребята, которые занимаются соломкой, и из глины лепят довольно-таки интересные поделки.


Необходимо отметить, что глину Т.А. Алехина тоже сама запасает. Она привозит ее из-под Минусинска,  из «заповедных мест», разведанных ею еще со студенческих времен. Даже небольшой кусочек глины Татьяна Александровна готовит 5 - 6 дней.

 

– Нужно несколько раз промыть состав, чтобы отделить глину от песка, 2-3 часа прокипятить, – объясняет Т.А. Алехина. – Кипящая глина, к слову, похожа на бурлящий вулкан. Еще потребуется отмять материал на гипсовой доске и т. д. Одним словом, необходимо добиться такой же структуры глины, как у пластилина. Поверьте, у каждого мастера есть секреты, которые приходят с годами, с опытом.


Прежде чем приступить к работе с глиной, дети сначала лепят из пластилина образец. Одна из сложностей работы с этим материалом – индивидуальные качества человека. 

 

– У одних детей руки горячие, у других холодные, – уточняет Татьяна Александровна, – кому-то нужно долго «держать» глину, кому-то нет. Чуть передержишь, материал начнет сохнуть и крошиться. В общем, надо приноровиться к глине, к процессу изготовления. Так как мы только учимся, то не все получается, приходится много стараться, переделывать. Но неудачные работы я не выбрасываю, наоборот, собираю. Они становятся наглядным пособием о том, как не нужно лепить, каких ошибок необходимо избегать.  Я их сама обжигаю, потом дети затирают шкуркой, раскрашивают. Что у нас получается? Да, пожалуй, все, что позволяет фантазия: птицы, шкатулки, козочки, подставки для цветов.

 

Работы белоярских учеников можно увидеть на различных выставках, в том числе и на ежегодном фестивале «Земля мастеров». К слову, помимо вышеупомянутых видов прикладного творчества, ученики Татьяны Александровны занимаются выжиганием по дереву, изготовлением поделок из бросовых материалов, валянием из шерсти. Один ученик даже написал большой проект по изготовлению валенок в домашних условиях, более того, он с помощью педагога сумел сделать столь необходимый зимний вид обуви.

 

– Детям очень нравится работать руками, делать полезные вещи, – объясняет наша героиня, – нужно только помочь ребенку довести начатое дело до конца, до результата. Тогда он поймет, что человеку многое под силу, что благодаря труду и упорству можно овладеть ремеслом, которое если и не станет делом жизни, то уж точно принесет много положительных эмоций.  

 

Сергей Аблясов

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!