Низкий поклон вам за труд и терпенье, за теплоту вашей светлой души!

3 ноября 2016 - Администратор
article2283.jpg

День учителя – поистине всенародный, любимый и удивительно трогательный, душевный праздник. Такое отношение к знаменательной дате вполне объяснимо, ведь учительство – это искусство, труд, тяжелый и ответственный, порою доходящий до самопожертвования, до гражданского подвига.

 

И, отдавая дань уважения людям, полностью посвятившим себя самой благородной профессии, на страницах нашей газеты мы часто публиковали и будем публиковать статьи, рассказывающие о лучших педагогах района. Сегодня мы хотим рассказать об учителе русского языка и литературы высшей категории, заслуженном педагоге Красноярского края, Почетном работнике общего образования Российской Федерации Людмиле Александровне Харченко.

 
Зачарованный мир книги

 

– Моя любовь к языку и чтению родом из раннего детства, - вспоминает Людмила Александровна, – досталась она мне от папы. Несмотря на то, что отцу удалось окончить только 5 классов средней школы (в Великую Отечественную войну на долю его семьи, как и всей страны, выпало множество испытаний, и мальчик рано начал работать), никто не считал его малограмотным, малообразованным человеком. Дело в том, что папа все свое свободное время посвящал книгам, приучил нас с сестрой к этому занятию. Помню, как он привел меня в библиотеку и записал в зал для взрослых читателей. Он просил не давать мне «вольную» литературу, например Э. Золя. Но, как вы понимаете, первыми книгами, которые я выбрала, и были произведения этого автора. А исполнилось мне на тот момент всего лишь 12 лет. Словом, за одно лето я прочитала почти всю зарубежную литературу.

 

Но больше всего мне нравились уроки русского языка, нравилось сам русское слово, произношение, грамотное написание. Дело в том, что я воспитывалась в семье бабушки, все родственники были выходцами из западной Белоруссии, и дома они говорили на смешанном польско-белорусском наречии. Конечно, их речь уже обросла русскими словами, но мы с сестрой не понимали, что это своего рода диалект, думали, что так говорят только деревенские безграмотные люди. Поэтому-то с таким упоением слышала в школе чистый русский литературный язык.

 

Нельзя не отметить, что учеба нашей героине давалась легко, у нее в аттестате почти нет «четверок». Помимо гуманитарных предметов, она с интересом изучала физику, астрономию, занималась спортом (волейболом, баскетболом), сочиняла фантастические рассказы, стихи и др. И педагоги прочили девушке филологический факультет.

 
Не забыть студенческие годы

 

– Я поступила в Абаканский государственный педагогический институт, - рассказывает педагог, - училась легко, сказались и любовь к чтению, и знание литературы гораздо шире школьной программы. У нас был очень большой и дружный курс. Мы до сих пор встречаемся, перезваниваемся, общаемся. Что чаще всего вспоминается? Конечно, были интересные случаи на лекциях и занятиях. Но никогда не забуду наши встречи после учебы, капустники, работу в стройотрядах, песни у костра и т. п. Это были самые мои счастливые и беззаботные годы.

 

Получив диплом, молодой специалист по распределению вернулась в Абанский район. Работать пришлось в глухой деревне, жить в неважных бытовых условиях.

 

– К нам, новым преподавателям, каждый день на уроки ездили методисты из Абана. Представляете, какой прессинг приходилось испытывать... Каждый урок жестко анализировали, делали замечания, как без этого? Но такой подход к молодежи отбил у нас всякое желание дальше трудиться в школе, и через год мы уехали в Красноярск. Там я 2 года отработала в детском саду.

 

30 лет в одной школе

 

В Курагино Людмила Харченко приехала, когда вышла замуж (супруг родом из нашего поселка), вскоре родилась дочь. А когда малышке исполнилось 10 месяцев, молодую маму пригласили на работу в КСОШ №1.

 

– Я решила вновь попробовать себя в школе, ведь все-таки изучение русского языка всегда было моим любимым занятием и остается до сих пор. Старшие коллеги меня радушно приняли, создали оптимальные условия для работы, охотно делились своими знаниями и опытом. С тех пор прошло уже тридцать лет, за эти годы я «выпустила» 4 класса. Но это только те классы, где я являлась еще и классным руководителем. А уж в скольких преподавала предмет, и не скажу, никогда не считала.

 

Ребят, окончивших школу в 1993 году (первый выпуск), как будто отрывала от сердца, плакала, когда они уходили, настолько привыкла к ним, сроднилась. Самым трудным оказался второй мой выпуск. Дети были умные, способные, но слишком вольные. Думаю, сказались 90-е годы, которые теперь принято называть «лихими девяностыми». С проблемами помогали справиться их родители, вместе нам удалось направить ребятишек в нужное русло. А вот 3 и 4 выпуски оказались чем-то похожими друг на друга. И в том, и в другом классе первой учительницей была В.А. Дивеева, нам удалось найти с ней общий язык, определиться с общими требованиями к учебному процессу, воспитанию. Когда мои одиннадцатиклассники уходили из школы, очень переживала, думала, что не смогу привыкнуть к новым детям. Наверное, такое чувство знакомо многим педагогам. Для меня расставание с классом – самое трудное в профессии. Но мы продолжаем общаться, ребята приезжают ко мне в гости, не забывают.

 
О наболевшем

 

Многое ли изменилось в образовании? Многое, - уверенно отвечает Л.А. Харченко, – раньше работать было проще. Не скажу ничего нового, но сегодня учителя загружены нудной, рутинной бумажной волокитой. Одни только рабочие программы чего стоят! Порой только по одному предмету их объем до 100 страниц доходит! К сожалению, не в лучшую сторону изменились и отношения между учениками. Считаю, что здесь сказывается странный подход к воспитанию в некоторых семьях. Это и низкий контроль со стороны родителей при свободном доступе на опасные сайты Интернета, и заметное социальное расслоение. Знаете, в классах, где я работаю, нет детей олигархов, владельцев «заводов, судов, пароходов», но некоторые ученики ведут себя высокомерно, надменно, жестоко, унижают одноклассников, указывая на тяжелое материальное положение или недостаток средств. Не могу пройти мимо подобных проявлений, обращаю внимание, обязательно провожу беседу. Одним словом, такое положение вещей пугает меня. Думаю, это все идет из дома. Родители, к сожалению, открыто, не стесняясь детей, выражают свою позицию по очень спорным вопросам и пока не понимают, что рубят сук, на котором сидят, что спустя годы это принесет горькие плоды.

 

Кроме того, меня беспокоит тот факт, что школьники сейчас абсолютно все списывают! Все! Отовсюду, особенно из Интернета. Не так давно встретила своего бывшего ученика, говорю ему: «Какая у тебя дочь молодец, отличница. Ее фотография висит на Доске почета». А он мне отвечает: «Людмила Александровна, о чем вы? Она же без интернета не может выполнить ни одно задание...» Что делать, как решить эти проблемы? Конечно, родителям нужно жить интересами ребенка, быть ему другом, при этом достаточно строго контролировать. Знаете, я, например, не могу представить, что было бы со мной, если бы в юности я жила в условиях полной вседозволенности. Детям сегодня очень непросто выбрать верную дорогу, им нужно помочь не оступиться.

 

На вершине успеха

 

Не секрет, что профессионализм педагога, его мастерство оценивается по разным критериям. В первую очередь, учитывается качество знаний учеников, количество баллов, полученных во время итоговой аттестации. Из года в год воспитанники Л.А. Харченко участвуют в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах, показывают отличные результаты на экзаменах. В 2015 году, например, ее ученица А. Протасова на экзамене по русскому языку набрала максимальное количество баллов – 100. В 2016-ом несколько человек заработали свыше 90 баллов, основная масса - 70-90. Труд педагога не остался незамеченным. Так, в 2008 году ей было присвоено звание Почетный работник общего образования РФ, а в 2011-ом – заслуженный педагог Красноярского края.

 
День сегодняшний

 

– У меня сейчас сложный этап в жизни, – делится своими переживаниями Людмила Александровна, - к сожалению, осталось мало причин для радости. Благодаря дочери, внучке и ученикам забываю о своих проблемах. Очень благодарна им за то, что они у меня есть, за то, что дарят свое внимание и любовь. Какие у меня планы? Нужно подготовить девятиклассников к экзаменам, хочу увидеть, какие у них будут результаты ОГЭ. Планы простые: работать дальше, помогать воспитывать внучку, смотреть, как она растет, взрослеет. Ей всего 4 годика, она уже просит научить ее писать, очень хочет пойти в школу. А еще хочу увидеть, как в школы приходят молодые, грамотные, влюбленные в свой предмет педагоги, стремящиеся дать как можно больше знаний детям. К сожалению, пока молодежь боится трудностей, не торопится в образовательные учреждения. А жаль, нам ее очень не хватает.

 

Всех же, кто не испугался проблем, кто честно трудится, хочу поздравить с нашим профессиональным праздником. Пожелать творчества, вдохновения, неиссякаемой любви к детям. Мы должны сделать все, чтобы сберечь в себе учительское великодушие, передать детям знания, воспитывать в них милосердие. С праздником, дорогие коллеги!

Александра Панкратьева

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!