ГИБДД 80 лет. Слово ветерану Госавтоинспекции

20 июля 2016 - Администратор
article2037.jpg

3 июля 2016 года Государственной автомобильной инспекции исполняется 80 лет. Созданная в 30-е годы в ответ на возрастающие потребности автомобилизации страны, она прошла нелегкий путь. Но и в довоенный период, и в суровые героические годы Великой Отечественной войны, и в послевоенные десятилетия Госавтоинспекция с честью выполняла свою главную задачу: обеспечивая безопасность дорожного движения, оберегала и сохраняла жизнь и здоровье наших граждан.

 

Однако история ГАИ ГИБДД – это не только события, даты. Это, прежде всего, люди, посвятившие себя сложной, но благородной профессии. Николай Георгиевич Оськин, подполковник в отставке, отдал службе в правоохранительных органах 28 лет, а его трудовой стаж в ГАИ составил 21 год.

 

– Я пришел в ГАИ в мае 1977 года, сразу после окончания абаканского политехнического техникума. Учился на факультете «Техническое обслуживание автомобилей», в то время этот профиль считался очень близким к деятельности инспекторов Госавтоинспекции, поэтому нас, выпускников, приглашали служить в МВД Абакана. Но я решил домой поехать, тем более что и в Курагино вакансии в ГАИ были. Прошел медкомиссию, затем полугодовые курсы профессиональной подготовки в Чите и приступил к службе. За мной, молодым инспектором, закрепили опытного сотрудника наставника А. П. Фроленко.

 

– Николай Георгиевич, как в конце 70-х годов выглядели улицы нашего района с точки зрения дорожного инспектора?

 

– Во-первых, состояние дорог оставляло желать лучшего. Даже в Курагино практически все улицы были отсыпаны гравием и щебенкой, асфальтировать тогда только начинали. Сегодня в сравнении с теми годами дороги вполне комфортны для автомобилистов. Хотя, конечно, проблем еще хватает. Разумеется, и машин стало заметно больше. Раньше по дорогам района в основном ездили мотоциклы и грузовой транспорт, принадлежавший разным предприятиям.


– С какими правонарушениями вам приходилось чаще всего сталкиваться?

 

– В основном это превышение скоростного режима и ДТП, совершенные в состоянии алкогольного опьянения. Труднее всего было в весенне летний период, больше всего хлопот доставляли юные мотоциклисты. В каждом доме тогда находилось по 2-3 мотоцикла, и подростки, только только научившись кататься на велосипедах, пересаживались на мотоциклы. Не зная правил, они гоняли и днями, и ночами по дорогам района. Думаю, с тех пор мало что изменилось.

 

– Николай Георгиевич, вы говорили, что машин в 70-х годах было меньше. Можно сказать, что раньше служилось инспекторам ДПС проще?

 

– К сожалению, это ошибочное мнение. Да, с одной стороны, количество транспорта было в разы меньше, с другой – и инспекторов на весь район всего четыре человека. Вместе со мной служили А. Карелин и А. Фроленко, а в Артемовской зоне – инспектор В. Сайфулин. Вот и все. Район большой, участки протяженные, и количество ДТП со смертельным исходом доходило до 13-20 случаев в год. Пока приедешь в какое-нибудь отдаленное село, ознакомишься с обстановкой, оформишь происшествие, поступает еще один вызов. А между тем повседневную патрульную работу инспектора никто не отменял. На весь экипаж у нас был только один мотоцикл и старенький «Москвич», которые мы постоянно ремонтировали. Кроме того, инспекторы ДПС выезжали на серьезные преступления вместе с уголовным розыском. Так что работали сутками, нагрузка была очень большая.

 

 

– Традиционный вопрос: какой случай вам навсегда запомнился? Может быть, погоня, задержание или что-то другое?

 

– Практически каждое дежурство у инспектора происходит погоня и задержание. Мне запомнилась поездка на Олимпиаду в 1980 году. Чем занимался? Тем же самым: обеспечивал безопасность дорожного движения. От каждого региона, каждого подразделения (уголовный розыск, ДПС и др.) собирали представителей. Пришла разнарядка: Курагинский район должен откомандировать одного инспектора. Выбрали меня, я прошел медкомиссию и полтора месяца обучался в Красноярске. Мы штудировали нормативную базу, учили общие фразы из английского языка и др. В Москву мы в составе 24 человек приехали 18 июля за две недели до начала Олимпиады, знакомились со столицей, с местом патрулирования. Думали, нас, сибиряков, поставят куда-нибудь за город, все таки провинциалы. Нет, ошибались, инспектора служили в самом центре, в Краснопресненском районе, другие сотрудники МВД охраняли спортивный комплекс ЦСКА. Жили в переоборудованной школе, посещали музеи, мавзолей, театры и др. Сначала было очень непривычно, все таки интенсивность движения значительно отличалась даже от Красноярска, уж тем более от нашего Курагино. Но быстро освоились, одним словом, отслужили без замечаний. Конечно, самым интересным было общение с болельщиками, особенно с иностранными. Атмосфера дружбы, взаимоуважения, спортивного праздника осознание того, что не просто стал свидетелем этого грандиозного события, но внес свой вклад в его успешное проведение, навсегда останутся в моей памяти. А в 1982 году работал на спартакиаде в Красноярске, тоже масштабное запоминающееся мероприятие.


– Но вы не все 20 лет служили инспектором?

 

– Нет, конечно. В 1979 году организовали уже отделение ГАИ, инспекторов стало больше, меня назначили старшим инспектором. К тому времени я уже получил высшее образование, это было одним из условий продвижения по службе. В подчинении у старшего инспектора находилось пять человек, это дополнительная ответственность за них, приходилось контролировать, проводить воспитательные беседы, учить и, к сожалению, увольнять. Почему к сожалению? Потому что люди, в общем-то, были неплохие, они просто не выдерживали напряженного рабочего ритма, груза ответственности, не понимали, что находятся на службе, а это значит, что к сотруднику предъявляются более строгие требования. Затем служил старшим госавтоинспектором регистрационно экзаменационного подразделения, причем мы курировали еще Идринский и Краснотуранский районы. Здесь уже принимал экзамены у курсантов, ставил, снимал с учета автомобили и др. В 1997-1998 годах возглавлял ГАИ Курагинского района, потом шесть лет работал заместителем начальника РОВД района, занимался подбором кадров, работал с личным составом. Сложность состояла в том, что каждая новая должность требовала новых знаний и навыков. Приходилось быстро вникать, причем чаще всего самостоятельно разбираться во всех нюансах, так как спросить просто было не у кого.


– А сейчас вы следите за деятельностью ГИБДД, вникаете в реформы, которые проводит МВД?

 

 

– Стараюсь, но жизнь стремительно идет вперед, происходит много изменений и в деятельности сотрудников ГИБДД. Честно говоря, с трудом могу уследить за всеми нововведениями в структуре. Вот сейчас пытаются решить проблемы, связанные с опасным вождением. Я считаю, что придется много работать в этом направлении, так как ситуация довольно таки серьезная. У нас в районе еще такой проблемы нет, а вот в других регионах не все так благополучно. Люди стали какие-то агрессивные, пустяковую спорную ситуацию они решают при помощи биты, оружия, мордобоя, по-хамски водят машину. Думаю, придется долго «воспитывать» таких нерадивых автолюбителей.


– А вы дисциплинированный водитель? Вас часто останавливают инспекторы?

 

– Стараюсь правил не нарушать, поэтому останавливают редко. Свет иногда забываю включить, за это останавливали, да. Инспектор пожурил, попросил быть впредь внимательнее. Хочу сказать, что ребята хорошо работают, вежливые, серьезные, настоящие профессионалы. Молодцы!

 

– Вы с такой теплотой рассказываете о Госавтоинспекции, о своей службе, не скучаете дома на пенсии?

 

– Нет, некогда скучать. Сначала ухаживал за матерью, теперь занимаюсь внуками, их у меня четверо, помогаю сыну обустраивать дом. Кстати, сыновья тоже служат в полиции: Андрей работает в дежурной части в Курагино, Виктор – в Краснокаменске. Но, конечно, хочется побольше общаться с коллегами друзьями, с которыми нам так много пришлось пройти, пережить. Это Кучменко Василий Петрович, Куликов Виктор Семенович, Абрамов Павел Викторович, Горшунов Николай Васильевич, Гольцов Николай Петрович, Матиков Василий Владимирович, Карих Сергей Анатольевич. Всех их поздравляю с юбилеем, благодарю за совместный труд, желаю здоровья, любви и внимания близких. А действующим сотрудникам ГИБДД хочется пожелать безопасных дорог, продвижения вверх по служебной лестнице, чтобы они и дальше продолжали с честью выполнять свой профессиональный долг.

Татьяна Титяева

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!