Доступное образование для всех

14 июня 2017 - Администратор
article2937.jpg

Первое июня – первый день долгожданного лета, первый праздник – День защиты детей. Во всех селах и поселках района будут проведены веселые конкурсы, концерты… И это конечно, замечательно, такими и должны быть детские торжества. Однако День защиты детей – это еще и повод задуматься о ребятишках, попавших в сложную жизненную ситуацию, о тех, кто нуждается в помощи взрослых, в заботе государства.

 

 

Так, дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на свои диагнозы, определенные медицинскими показаниями, крайне нуждаются в получении качественного образовании. Именно потому во всех школах района активно внедряется практика инклюзивного образования. Здесь наиболее примечателен опыт Курагинской СОШ №7. Напомним, что в 2017 году в Шушенском на окружном семинаре-совещании «Управление изменениями. Планирование и достижение образовательных результатов как ресурса развития территории» педагоги школы успешно представили свой опыт внедрения ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях своего общеобразовательного учреждения. Эксперты из аналитической группы отметили успешность практики школы и назвали ее в числе «прорывных практик» Красноярского края.

 

Более подробно о сути своей работы, ее особенностях нам рассказала Наталья Ястреб, учитель-дефектолог Курагинской СОШ №7, куратор по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


– Наталья Александровна, прежде всего, давайте объясним нашим читателям, что такое инклюзия? И какую роль в ее внедрении в районе играет ваша школа?

 

– Инклюзивное образование – термин, который официально закреплен в ФЗ «Об образовании в РФ», в основу данного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

 

Можно сказать, что история возникновения инклюзивного образования в нашем районе началась еще задолго до принятия ФЗ «Об образовании в РФ», с момента закрытия коррекционной школы в 2001 году. Учреждение закрыли, а детей распределили по обычным общеобразовательным учреждениям района. Вспыхнула так называемая стихийная инклюзия, то есть совместное обучение детей, имеющих какие-либо отклонения от нормы в своем развитии, и ребят, не имеющих отклонений. Проблема появилась, и ее нужно было решать. Что касается нашей школы, то мы еще в 2007 в рамках своего учреждения создали школьную площадку по интегрированному обучению детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения, которая в 2012 году приобрела статус районной.

 

В 2013 году принимали участие в федеральной целевой программе «Доступная среда» и выиграли грант в размере 550 тысяч рублей, который использовали для создания в школе специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Появилось специализированное оборудование для качественного проведения диагностики, коррекционно-развивающей работы. Оборудовали сенсорную комнату.

 

В 2015 году школа приняла участие в краевом конкурсе, проводимом министерством образования Красноярского края, и вошла в число пилотных общеобразовательных учреждений, апробирующих ФГОС образования обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) и стала краевой пилотной площадкой. В марте 2016 года приняли участие в работе презентационной площадки «Актуальные вопросы апробации и внедрения ФГОС ОВЗ на территории Красноярского края», организатором данного мероприятия выступили министерство образования Красноярского края (отдел специального образования), краевая инновационная площадка КГПУ им. В.П. Астафьева, УМЦ «Центр внедрения ФГОС», где представили интерактивный доклад по разработке и реализации программно-методического обеспечения внедрения ФГОС образования обучающихся с УО из опыта работы школы в данном направлении. Также в прошлом учебном году мы провели два краевых семинара, на которые приезжали педагоги из Идринского, Каратузского, Минусинского, Краснотуранского районов.

 

– Да, вы провели значительную работу, добились весомых результатов. Объясните, пожалуйста, как на практике проходит обучение.

 

– Прежде всего, инклюзивное обучение предоставляется обучающимся, имеющим заключение территориальной психолого-медико-психологической комиссии, которая и определяет статус «ОВЗ». В зависимости от рекомендаций ТПМПК и школьного психолого-педагогического консилиума мы разрабатываем индивидуальный образовательный план обучения, определяем, в каких условиях (малой группе, коррекционном или общеобразовательном классе) будет находиться ученик, помощь каких узких специалистов ему необходима. Одним словом, каждому ребенку осуществляем индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение.


– Наталья Александровна, ограничения возможности здоровья, я так понимаю, бывают разные. С какими случаями вы чаще всего сталкиваетесь?

 

– Те дети, у кого диагностирована задержка психического развития, тяжелые нарушения речи, кто является инвалидом по общему заболеванию, учатся в общеобразовательных классах, но им оказывается комплексная психолого-педагогическая помощь. Ребята с умственной отсталостью обучаются в условиях либо коррекционного класса, либо «малой группы», так как требуются специальные методы и приемы работы, дидактическое оборудование. У них увеличено количество часов такого предмета, как технология, и экзамен они сдают только по этой дисциплине. А инклюзия заключается в том, что ученики находятся в общеобразовательной школе, участвуют во всех внеклассных мероприятиях, сотрудничают и взаимодействуют с большим количеством людей.


– И сколько у вас таких учеников?

 

– В нашей школе обучается 222 ребенка, из них 39 имеют ограниченные возможности здоровья, это и задержка психического развития, и умственная отсталость, и умеренная умственная отсталость, и дети-инвалиды.

 

– Наталья Александровна, вы сказали, что с учениками работают дефектологи, логопеды, психологи, но наверняка и учитель-предметник должен владеть какими-то определенными знаниями и навыками.

 

– Безусловно, коллектив нашей школы, например, полностью прошел курсовую подготовку по данному направлению. Кроме того, мы постоянно повышаем свой методический уровень: проводим школьные методические объединения, тематические педсоветы.


– Это хорошо, что у вас создана краевая площадка и вы уже столько лет занимаетесь внедрением инклюзии. А как быть детям с ОВЗ, обучающимся в других школах?

 

– Здесь нет никаких проблем. Дело в том, что, когда такой ребенок появляется в учебном заведении, государство обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение учеников, и в соответствии с этим у школы есть возможность принимать на работу психолога, дефектолога, логопеда либо заключать договор о сопровождении с другим образовательным учреждением, либо с Центром ПП и МСС «Доверие». Как вы понимаете, без заботы и помощи дети не останутся. Но у нас, конечно, система работы проверена многолетним опытом, это большое преимущество школы.

 

– Вы довольны результатами инклюзии?

 

– В целом можно сказать да, наши ученики адаптируются в социальной среде, получают образование, ведут активный образ жизни, успешно участвуют в районных конкурсах профессионального мастерства, занимая призовые места.

 

– Но есть и проблемы?

 

– Есть. К сожалению, не со всеми трудностями мы еще справились. Беспокойство вызывают родители детей, которые не до конца понимают значимость образовательного процесса, не считают нужным контролировать обучение и уж тем более проводить с детьми дополнительные занятия. Для таких детей очень важен принцип «полного дня». Но, к сожалению, в школе уже давно нет ставки воспитателя, который помогал бы обучающимся при выполнении домашних заданий, проведении таких важных для него воспитательных мероприятий. Нет кружков для занятий по дополнительному образованию.

 

– У вас так много достижений, можно сказать, что вы добились всего, чего хотели, или еще есть над чем работать?

 

– Работы еще очень много. Самую большую обеспокоенность вызывает то, что после окончания школы наши ученики коррекционного класса с трудом могут трудоустроиться. После 9 класса им выдается свидетельство об обучении, позволяющее продолжить обучение только в специальных техникумах и училищах. Ближайшее, к слову, находится в Шушенском. Однако не все родители могут позволить себе отправить туда учиться ребенка. А кому еще нужны 15-летние подростки без опыта работы? Справедливости ради отмечу, что есть индивидуальные предприниматели, которые трудоустроили наших воспитанников. Но это единичные случаи, которые не решают проблемы в целом.

 

– И что же делать? Наверняка у вас есть планы?

 

– Есть, конечно. Но, к сожалению, эти планы в ближайшее время реализовать вряд ли удастся, потому что они требуют большой подготовительной работы и материальных вложений. Хочется, чтобы ученики с ОВЗ после окончания 9 класса получали в стенах школы навыки профессионального образования, обучаясь в 10-11 классе. Для этого нужно собрать аналитические данные о том, в каких профессиональных кадрах нуждаются предприятия района, получить лицензию, укрепить материально-техническую базу школы. Когда мы все это претворим в жизнь, вот тогда с полной уверенностью можно будет утверждать, что мы, взрослые, сделали все, чтобы дети имели возможность не только получать качественное образование вне зависимости от своего заболевания, но и приобретать профессиональные навыки, позволяющие им найти достойную работу. Это все поможет им реализоваться в социуме, чувствовать себя нужными, защищенными. Одним словом, вести полноценный образ жизни свободного и счастливого человека.

Татьяна Титяева

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!