Дело ее жизни

24 сентября 2019 - Администратор
article3974.jpg

На выбор профессии Батычко Светланы Георгиевны повлияли те, кто ее любил: мама, которая, работала в школе, ее первая учительница, завуч школы, которая преподавала у них в классе литературу и русский язык – о таких говорят «учитель от бога».

 

В общем, с наставниками ей повезло, и Светлана с детства решила стать учителем русского языка и литературы. Окончив школу, поступила в педагогический институт. После учебы в далеком 1968 году, когда было союзное распределение, твердо решила ехать в Красноярский край в далекий от ее родного южного города Майкоп. Позвала романтика, неизведанные просторы Сибири, где в то время гремели славой грандиозные стройки: железная дорога Абакан-Тайшет, Красноярская ГЭС. Теплая Кубань, родители, друзья - все это осталось далеко за тысячи километров. Светлана Георгиевна в нашем районе живет и работает уже почти 50 лет.

 

Она реализовала себя и как учитель, и как руководитель, и как общественный деятель. В Курагинском районе сначала получила направление за 100 километров от районного центра в Артемовскую среднюю школу №2. Нагрузка была большая – не хватало учителей. Молодому специалисту доверили преподавать русский язык и литературу практически во всех классах, в том числе и в десятом, где ученики были всего лет на 5-6 младше ее.

 

Работа в две смены, деревянная школа, которая отапливалась дровами, а в сильные морозы пол покрывал иней. Дети и учителя не снимали валенки, а она всегда была в туфлях на шпильках, строго одета, чтобы ученики видели в ней образец настоящего учителя. Светлана наизусть читала стихи и отрывки из произведений, много рассказывала о жизни классиков, того, о чем не написано в учебниках, и дети полюбили и ее, и литературу.

 

С. Батычко была назначена еще и организатором по внеклассной работе, а вскоре ее выбрали депутатом городского Совета, где она руководила комиссией по образованию, культуре, делам молодежи. В 35 лет Светлана Георгиевна стала председателем горисполкома города. Благодаря своему настойчивому характеру, природным способностям к лидерству, она уже в те далекие семидесятые ездила в Москву в Министерство цветной металлургии с программой социально-экономического развития города и, успешно защитив ее, добилась финансирования.

 

При ней была построена новая школа, терапевтический корпус городской больницы, узел связи, жилье для работников рудника, учителей и других жителей города, оформлены документы на строительство нового детского сада, Дома культуры и других объектов социального назначения. Ей нравилось жить и работать в Артемовске, где она пользовалась уважением, и делала все для блага города и людей. Но такого руководителя заметили и в 1989 году назначили на должность заведующего районным отделом образования.

 

Ей было жаль покидать город, где еще не все задуманное воплощено в жизнь. С назначением не ошиблись, Светлана Георгиевна успешно возглавляла систему образования Курагинского района с 1989 по 2005 год. Ей досталось непростое время реформ в образовании. В условиях жесткого финансирования, когда ведомства отказывались от объектов соцкультбыта, под ее руководством было принято решение принять в систему образования все ведомственные учреждения образования: железнодорожные школы, детские сады.

 

Из бюджета сельских советов перешло в систему образования 18 детских садов, начальные и основные школы. Так была создана самая большая на юге Красноярского края муниципальная система образования: 22 средние школы, 6 основных школ, 9 начальных, 18 детских садов, 6 учреждений дополнительного образования. Страна в то время переживала перестройку: задерживалась выплата заработной платы бюджетникам, учителя выходили на забастовки, действовала пресловутая система взаимозачетов: зарплата выдавалась товарами, денег на командировки не было.

 

Многие не выдерживали - уходили из системы образования в те отрасли, где еще платили «живую» зарплату, кто-то занялся торговлей. А Светлана Георгиевна, создав свою команду единомышленников, не боялась брать на себя ответственность не только за функционирование системы, но и ставила перед своими сотрудниками задачи развития отрасли образования. В сложное перестроечное время, когда разрушалась система, когда нужно было не просто удержать аппарат, учителей и директоров учреждений от пессимизма и систему образования от разрушения, ею внедрялись в системе образования инновационные подходы в работе. Именно она стояла у истоков информатизации системы образования и поставила задачу выявления и сопровождения способных и одаренных детей района.

 

В районе было открыто представительство Красноярского технического университета и подписан договор о сотрудничестве на уровне главы района и ректора государственного технического университета. Были разработаны районные целевые программы «Информатизация системы образования района», «Одаренные дети», которые получили финансовую поддержку из районного бюджета, и был создан районный Ресурсный центр, который и сейчас продолжает развивать эти направления деятельности.

 

Она внедрила в районе аттестацию директоров школ и педагогов, а также новые формы работы с учителями, родительской общественностью. С. Батычко умела работать с администрацией района и руководителями предприятий. В период ее руководства для учителей было построено и сдано под «самоотделку» 15 квартир, новая начальная школа в селе Тюхтят, основная школа в селе Белый Яр, созданы новые виды образовательных учреждений: Краснокаменская школа-гимназия, которая работала в содружестве с Красноярским институтом цветных металлов, и Курагинская средняя школа №1 с эстетическим развитием детей.

 

Проводились реконструкции, ремонты школ, детских садов и многое другое. На базе района организовались межрайонные семинары для директоров школ края. Она, как дальновидный руководитель, умела увидеть в новом времени положительное, учиться жить и работать в современных условиях, делая все для развития системы образования, помочь учителю не только расти самому, но и внедрять инновации в учебный процесс, приблизить высшую школу к ученику из сельской глубинки. Так, встречаясь с руководством высших учебных заведений, она умела убедить их заключить договоры о сотрудничестве на территории муниципалитета.

 

При выполнении задачи по предоставлению равных образовательных возможностей учащимся сельских школ в районе были открыты и успешно работали учебные площадки по довузовской подготовке: Красноярский агроуниверситет, архитектурно-строительная академия, институт цветных металлов, Хакасский госуниверситет, государственный технический университет, Минусинское педагогическое училище. А также действовали площадки Красноярского института повышения квалификации работников образования в Курагинской СОШ №7 - по работе с детьми ОВЗ, в Ирбинской СОШ №6 - по программе «Школа - территория здоровья» и по обучающей системе «Школа-2100», в Курагинской СОШ №1 - по системе развивающего обучения Занкова, в Курагинской СОШ №3 - по системе профессора Базарного.

 

На базе Шалоболинской средней школы была создана опытно-обучающая площадка для сельских школ района и юга края. Оценить опыт и поучиться было чему - школа успешно выполняла задачи профессионального обучения сельских учащихся, работал школьный сельскохозяйственный кооператив. Ребята сами сеяли пшеницу, сажали картофель и другие овощные культуры, убирали урожай, часть урожая продавалась, часть шла в школьную столовую для обеспечения бесплатного питания школьников, на вырученные деньги для школы была приобретена новая сельхозтехника, автобус «Газель» и многое другое.

 

Светлана Георгиевна поддерживала все новое и передовое, была хорошим помощником людям творческим, ищущим. В районе стал проводиться конкурс «Учитель года», организована церемония вручения выпускникам школ Премии главы района. Своей целью Светлана Георгиевна считала создание условий для повышения качества образовательного процесса через работу с педагогической общественностью, создание атмосферы творческого поиска и заинтересованности. Будучи заместителем председателя районного Совета депутатов с 2005 по 2010 год она курировала устойчивое функционирование и развитие образовательных учреждений, обсуждая сегодняшнее и будущее состояние системы образования с депутатами районного Совета и Советом директоров школ района.

 

Светлана Георгиевна остается человеком творческим, умеющим объединить людей, настойчивым и упорным. О скольких объектах образования района она может с гордостью сказать: это дело моей жизни. Успешно работает ее первый строительный объект - школа в г. Артемовске, построены новые современные школы в селах Можарка и Кордово, строительства которых она добивалась не один год, совершенствует работу Центр дополнительного образования для детей (бывший районный Ресурсный центр), а информатизация прочно вошла в систему образования района, успешно развиваются творческие сообщества, инновационные площадки и многое другое, чему она посвятила все годы своей трудовой деятельности.

 

Она награждена знаком «Отличник народного просвещения», имеет знак отличия «За заслуги перед Курагинским районом», награждалась Почетными грамотами губернатора Красноярского края, Законодательного собрания Красноярского края, краевого управления образования администрации Красноярского края. Курагинский район стал ее трудной, но счастливой судьбой. Это руководитель и человек, авторитет которого до сих пор очень высок в районе.

 

В 2014 году решением районного Совета депутатов ей единственной из системы образования района присвоено почетное звание «Почетный гражданин Курагинского района», которое Светлана Георгиевна, безусловно, заслужила. Сердечно поздравляем Светлану Георгиевну с юбилеем от имени педагогической общественности Курагинского района, желаем ей здоровья и долгих лет жизни.

 

Управление образования (АП)

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!