Об изменениях законодательства об охране труда

13 мая 2014 - Администратор

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда». Исключение - положения ст. 18 Закона, которая предусматривает создание Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда. Данное положение вступает в силу с 1 января 2016 года. Принятым Законом установлены правовые и организационные основы, порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определены права, обязанности и ответственность участников процедуры. Со дня вступления Закона в силу вместо аттестации рабочих мест вводится новая процедура - специальная оценка условий труда. Специальная оценка включает мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и определение уровня их воздействия на работников. По итогам ее проведения устанавливается соответствующий класс (подкласс) условий труда. Специальной оценке подлежат все рабочие места, за исключением условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня ее завершения. В этот период внеплановая специальная оценка труда проводится в течение шести месяцев только в следующих случаях: ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования; изменение состава применяемых материалов и (или) сырья; изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты; произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленной профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов; наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой оценки условий труда. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда). Вместе с тем добавляется новый этап - идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Последнюю должен осуществлять эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда.

 

Также внесены изменения в несколько статей Трудового кодекса РФ: конкретизирован механизм предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций с одновременным формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий охраны труда, установлен минимальный размер повышения оплаты труда на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, также сокращен минимальный период суммированного учета рабочего времени на подобных работах с одного года до трех месяцев. С согласия работника и при соблюдении определенных условий допускается возможность увеличения продолжительности укороченных ежедневной работы и рабочей недели, замена части дополнительного отпуска, превышающей установленную законом минимальную продолжительность в семь календарных дней, денежной компенсацией. В соответствии со ст. 15 Закона все ранее установленные и применяющиеся по состоянию на день его вступления в силу (1 января 2014) гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должны быть сохранены при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсаций.

 

Также внесены изменения в Федеральные законы «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и другие, согласно которым в зависимости от результатов специальной оценки условий труда будут устанавливаться размеры дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на финансирование досрочных трудовых пенсий.

 

Введены новые статьи в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: нарушение государственных нормативов требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актов РФ и нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда. Указанные изменения в административное законодательство вступят в силу с 1 января 2015.

 

В настоящее время изменена и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда. Так, в соответствии с ст. 143 УК РФ за нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, размер максимального штрафа увеличен с 200 тыс. руб. до 400 тыс. руб. В статью 143 УК РФ введена новая часть (те же действия, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц).

 

Информация предоставлена прокуратурой Курагинского района

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!