Научное общество учащихся – шаг в будущее!

26 января 2016 - Администратор
article1475.jpg

Сейчас наше общество, можно сказать, находится в условиях информационного сдвига и предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Понятно, что сегодня нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

 

В нашем районе на протяжении многих лет развитием и воспитанием таких детей занимается МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей». За десять лет коллективом Центра на хорошем уровне выстроена совместная работа специалистов учреждения с кураторами по работе с одаренными детьми школ района и педагогами, занимающимися учебно-исследовательской деятельностью с учащимися. Но мало кто знает, что центр курирует научные общества школьников района и организует работу районного научного общества учащихся «Новое поколение Курагинского района» (РНОУ). Именно об этом мы и поговорили с методистом по работе с одаренными детьми центра Любовью Костиной.

 

– Любовь Васильевна, расскажите, в чем суть работы научных обществ учащихся?

 

– Выявление, развитие и сопровождение одаренных и способных детей – одна из главных задач нашего центра, и достаточно сложно коротко рассказать обо всех аспектах работы. Поэтому остановлюсь на одном из них: взаимодействии районного научного общества учащихся со школьными научными обществами и о сотрудничестве с краевым научным обществом учащихся. Сразу отмечу, что такая форма взаимодействия существует много лет, и мы довольны ее результатами. Думаю, непосвященным читателям нужно объяснить, что представляют из себя эти общества. РНОУ – добровольное районное объединение школьников, которые стремятся к более глубоким познаниям и достижениям в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы. Организация научно-исследовательской деятельности школьников района осуществляется на базе нашего центра. Мы проводим семинары, совещания, мастер-классы, консультации (в том числе в режиме «форум») для руководителей учебно-исследовательских работ школьников, педагогов-кураторов школьных научных обществ и для учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью. В образовательных учреждениях школьные общества имеют различные объединения, действующие в форме секций, научных кружков, клубов, лабораторий, творческих мастерских по физико-математическому, гуманитарному, техническому и естественнонаучному направлениям. Если говорить о структуре, то в РНОУ входят председатели всех школьных научных обществ образовательных учреждений района. Ребята сами, путем голосования, избирают председателя и его заместителя и обеспечивают сотрудничество с краевым научным обществом учащихся. В этом году председателем РНОУ стала Лера Корнева, ученица 9 класса Курагинской школы №3. Необходимо отметить, что результатом работы школьных обществ является участие учащихся в районных научных конференциях, олимпиадах и других мероприятий различного уровня. Ежегодно Центр проводит две районных научно-практических конференции – для 4-7 и 8-11 классов, в которых ежегодно участвует не менее 150 человек. А на школьных научно-практических конференциях свои исследовательские работы защищают ежегодно порядка 800 школьников с 3 по 11 классы! Причем количество школьников, желающих принять в них участие, с каждым годом неуклонно растет.

 

– Значит, работа РНОУ направлена на участие школьников района в различных научно-практических конференциях?

 

– По большому счету, да. Это, действительно, очень серьезные мероприятия, и к ним целый год готовятся школьники и их преподаватели, а кураторы по работе с одаренными детьми весь этот процесс организуют. На районную конференцию попадают только те ребята, исследовательские работы которых на школьном уровне занимают первые, вторые, третьи места. Ребят заслушивают свои педагоги, ученики, оценивают работу, говорят, что нужно доработать. Только после этого лучшие работы отправляются к нам в Центр, с ними знакомится очень серьезная экспертная комиссия. Не секрет, что мы всегда идем навстречу юным исследователям, поэтому стремимся сделать все, чтобы каждая работа попала на очный этап конференции, давая возможность каждому поучаствовать в большом научном празднике. Но самое главное, через РНОУ мы обеспечиваем сотрудничество с краевым научным обществом учащихся, работу которого организует краевой дворец пионеров и школьников. После выступления наших ребят на муниципальном этапе конференций, мы отправляем лучшие работы на дистанционный тур краевого форума «Молодежь и наука». Понятно, что победа в краевом этапе дается нелегко – там очень большая конкуренция. Несмотря на это, наш район трижды становился лучшим среди сельских территорий, а команда курагинских школьников награждалась научным кубком. За 10 лет еще ни разу не было, чтобы кто-нибудь из наших детей не стал победителем краевой конференции. Многим из них предлагалось попробовать себя на Всероссийском этапе, но поездка в Москву требует серьезных материальных вложений, и это не всегда получалось. А работы учащихся 4–5 классов отправляем на краевой дистанционный конкурс «Страна чудес, страна исследований», и ежегодно у нас 4-5 победителей.

 

– Любовь Васильевна, что это, на ваш взгляд, дает нашим детям?

 

– Мы общаемся с ребятами, которые были активными членами научных обществ учащихся и активно работали в районном научном обществе. Сейчас они учатся в высших учебных заведениях, многие – в Сибирском Федеральном университете. Например, заканчивает свое обучение на архитектора Полина Новикова, которая была победителем краевого форума «Молодежь и наука». Эти ребята все как один говорят, как это здорово и как помогает в дальнейшей учебе, и просят ни в коем случае эту деятельность не сворачивать. Поэтому мы уверены, что дело это нужное, а научные общества учащихся – шаг в будущее!

Татьяна Титяева

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!