Легенды стальной магистрали

28 декабря 2015 - Администратор
article1404.jpg

Ветераны-строители дороги Абакан-Тайшет отправились на экскурсию по самому сложному участку дороги. Поездку по памятным местам посвятили 50-летнему юбилею магистрали.

 

На экскурсию 2 декабря отправились ветераны-строители, прибывшие на празднование юбилея железной дороги со всех уголков России: из Москвы, Тюмени, Тобольска, Новосибирской и Иркутской областей. Через полвека первые строители дороги побывали в памятных для них местах и увидели, как изменилась за эти годы возведенная ими знаменитая трасса мужества.

 

Маршрут экскурсии проходил от станции Абакан до станции Щетинкино. Именно с этим отрезком легендарного пути у строителей магистрали связаны особые воспоминания. Судите сами:  один из самых трудных участков, расположенных на направлении Абакан – Щетинкино, проходит через хребты Восточного Саяна – это перегон Джебь – Щетинкино. Его протяженность всего 14 километров, при этом он включает в себя 65-метровый Козинский виадук и три железнодорожных тоннеля общей длиной более 2,2 км.

 

Более 50 лет назад для возведения Козинского виадука в эти горные таежные места по только что проложенному железнодорожному пути доставлялись сложные опорные конструкции, каждая весом 120 тонн. Одна опора перевозилась сразу на трех железнодорожных платформах. Для их установки был сконструирован специальный подъемный кран.

 

Тоннелестроителям здесь приходилось сталкиваться с, казалось бы, непреодолимыми преградами: тоннели прокладывались буровзрывным способом, сквозь горные породы, по твердости сравнимые с алмазами, проходили они и над горными подземными реками.

 

Один из тоннелей, построенных в 60-е годы прошлого века – второй Джебский – сейчас находится на реконструкции. Заместитель главного инженера Красноярской железной дороги по Абаканскому региону Евгений Шелохович, сопровождавший ветеранов в поездке, рассказал, что тоннель исправно прослужил 50 лет и выработал свой ресурс. Сейчас проводится его модернизация, а всю нагрузку по пропуску поездов взял на себя новый Джебский тоннель, построенный в 2006 году.

 

– В районе станции Джебь красноярскими железнодорожниками ведутся масштабные работы, - также пояснил Евгений Шелохович. - Вместе с модернизацией тоннеля реконструируется и Козинский виадук: скоро он станет двухпутным, а его пропускная способность возрастет с 25-ти до 49-ти пар поездов в сутки. На всем 14-километровом участке строятся новые вторые пути.

 

Рассказал заместитель главного инженера и о строительстве второго пути Междуреченск-Тайшет, о новых технологиях и перспективах магистрали. Ветераны живо интересовались всем, что происходит на построенной ими дороге, удивляясь, как много сделано, и радуясь, что их труд служит людям уже пять десятков лет.

 

Почетные гости Красноярской магистрали сделали остановки на станциях Щетинкино, Курагино и Кошурниково, на месте которых всего 56 лет назад была непроходимая тайга. Станция Щетинкино, находящаяся на самой высокой точке Красноярской железной дороги, встретила ветеранов привычным для этого времени года снегопадом. Но он не помешал прогулке по станции. Надо отметить, что остановки по просьбе гостей делались не только на станциях, но и в тех местах, с которыми ветеранов связывали особые воспоминания. Так, можно было полюбоваться на Козинский виадук с нескольких сторон, увидеть с высоты станцию Джебь и знаменитую Джебскую петлю.

 

<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с месторождениями угля Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине ХIХ века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность ее строительства из-за сложного рельефа и больших перепадов высот. В 1935 году начались поиски наилучших вариантов трассы через Саяны. Через год экспедиция Мостранспроекта провела предварительные изыскания северного варианта с выходом на Тайшет и Клюквенную. В 1942-1943 годах были проработаны пять вариантов линий, из которых наиболее перспективными были трассы, берущие начало в Абакане с выходом на Тайшет или Нижнеудинск.


В 1953-1955 годах была завершена съемка всей трассы и проведены наземные привязочные работы на площади свыше 15 тыс. кв.  км. На изыскании трассы работало более 20 экспедиций и партий. В 1958 году строительство началось, а в декабре 1965 года по железной дороге Абакан -Тайшет прошел первый поезд.

<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<

 

На протяжении всего пути о достопримечательностях наших мест, особенностях строительства дороги, о знаменитых людях рассказывали директор музея Красноярской железной дороги Константин Карпухин, директор Минусинского краеведческого музея им. Мартьянова Людмила Ермолаева и директор Курагинского краеведческого музея Елена Катина.  Делились воспоминаниями и сами почетные гости.

 

- Во время строительства дороги перебрасывали нас на разные участки, - вспоминает Михаил Воротников. – Довелось поработать в Курагино, Кошурниково, Кизире, Журавлево. Эта земля встретила нас очень радушно. Мы были молоды, и нам не было страшно и трудно. Здесь мы влюблялись, создавали семьи, рожали детей. Поэтому Абакан - Тайшет неразрывно связана со всей нашей жизнью.

 

Говорили первые строители и о том, как покорила их красота наших мест, богатство тайги. Эти воспоминания они пронесли через всю жизнь.

 

В Курагино почетных строителей встретили глава поселка Сергей Кнауб, начальник станции Вера Боронько, председатель районного совета ветеранов Валентина Лысенко. С нескрываемым волнением первые строители осмотрели станцию, вспоминая, что на этом месте было в годы их молодости. Анатолий Белоус, работавший на строительстве железнодорожной трассы прорабом, рассказал о том, как подводили коммуникации к поселкам и стройке, строили водопровод к водонапорной башне станции Курагино, делали водоотведение на очистные сооружения.

 

- Я вижу, что мы тогда хорошо поработали, поскольку люди до сих пор пользуются нашим трудом, - сказал ветеран. – В то время мне было 27 лет. Сегодня я вернулся в то время, чувствую, как молодею с каждым километром.

 

На станции Кошурниково ветеранов хлебом-солью встретили глава поселка Олеся Баландина и старожилы. Они выразили благодарность строителям за труд, ведь в поселке многое построено их руками. И это не только сама железнодорожная станция, но и жилые дома, социальные объекты. Во время пребывания в Кошурниково ветераны посетили школьный музей, носящий имя первопроходца «трассы мужества», изыскателя Александра Кошурникова. Здесь их встретили ученики школы – юные журналисты, которые попросили гостей рассказать о работе, о строительстве поселка, о том, как потом сложилась их жизнь. А сами сообщили о том, что экскурсии в школьном музее, экспонаты которого посвящены возведению железной дороги Абакан – Тайшет, не редкость. История грандиозной железнодорожной стройки прошлого столетия и сегодня вызывает большой интерес. Здесь часто бывают туристические группы из разных уголков России.

 

- Для каждого из нас магистраль Абакан – Тайшет – это наша молодость. Она закалила характеры и дала путевку в жизнь. Сегодня мы еще раз убедились в том, что оставили свой след на земле: построили железную дорогу, которая служит людям и будет востребована еще долгие годы, - сказал в завершение встречи один из ее участников, ветеран-строитель магистрали Анатолий Нежевенко. – Я начинал здесь трудовую деятельность и сейчас как будто вернулся в то время. Наша молодость прошла здесь, поэтому чувства переполняют, волнуюсь, как будто снова, как 50 лет назад готовим трассу к сдаче. Нас мало осталось, но мы помним всех. Здесь закалялся наш коллектив, который потом переехал в Тюмень и строил там железную дорогу, дойдя до Северного Ледовитого океана.

 

О том, что именно на строительстве Абакан – Тайшет формировались легендарные коллективы, закалялись характеры, говорил и Сергей Каротчаев, сын знаменитого транспортного строителя Дмитрия Коротчаева.

 

 – Всего несколько месяцев довелось проработать мне на дороге перед самой сдачей в эксплуатацию, - рассказал он. - Но память об этом осталась на всю жизнь.

 

Здесь трудился отец, и часто мне негласно доводилось присутствовать на совещаниях, выезжать в командировки. Меня поражали те люди, которые после окончания строительства этой дороги переехали в Тюмень. Если Абакан-Тайшет называли «трассой мужества», то Тюмень – Тобольск и дальше до Нового Уренгоя  - «трассой ужаса». Болота, непроходимые топи, гнус… Но люди, закаленные здесь, построили дороги и там, сделав невозможное. Поэтому значение Абакан – Тайшет переоценить невозможно.

 

Со встречи в школьном музее почетные гости отправились к памятнику Александру Кошурникову, посетили православный храм, построенный Красноярской железной дорогой, проехали по поселку. Во время экскурсии по  Кошурниково им показали новые дома для железнодорожников. Один из них на тот момент еще был не заселен. Вручение ключей 16 счастливым новоселам состоялось 4 декабря.

 

Из Кошурниково ветераны отправились в обратный путь. Поздним вечером они вернулись в Абакан, где на следующий день приняли участие в юбилейных торжествах.

 

Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с месторождениями угля Кузбасса, инженеры вынашивали еще в середине ХIХ века. Но изучение характера местности неоднократно вынуждало отказываться от строительства дороги. Эксперты признавали невозможность ее строительства из-за сложного рельефа и больших перепадов высот. В 1935 году начались поиски наилучших вариантов трассы через Саяны. Через год экспедиция Мостранспроекта провела предварительные изыскания северного варианта с выходом на Тайшет и Клюквенную. В 1942-1943 годах были проработаны пять вариантов линий, из которых наиболее перспективными были трассы, берущие начало в Абакане с выходом на Тайшет или Нижнеудинск.

 

В 1953-1955 годах была завершена съемка всей трассы и проведены наземные привязочные работы на площади свыше 15 тыс. кв.  км. На изыскании трассы работало более 20 экспедиций и партий. В 1958 году строительство началось, а в декабре 1965 года по железной дороге Абакан -Тайшет прошел первый поезд.

Елена Сухотина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!