Легендарная авиация

10 марта 2016 - Администратор
article1556.jpg

О роли главной ударной силы ВВС рассказывает участник масштабных учений

 

Современная армия России – это триада стратегических сил ядерного щита страны, военно-морского флота и ракетных войск стратегического назначения ВВС. Дальняя авиация – главная ударная сила ВВС, авиационная составляющая стратегических ядерных сил России и стратегический резерв Верховного главного командования. С учетом возможностей Дальней авиации, ее высокой мобильности, наличия мощного оружия на данном этапе она играет одну из ведущих ролей в обеспечении безопасности России. Одна из основных задач стратегической авиации – присутствие в наиболее чувствительных точках мирового пространства, где затрагиваются интересы России, а также контроль обстановки в различных районах мира. Самолетами дальней авиации выполняются учебные полеты в районах Тихого, Индийского и Атлантического океанов, вблизи границ Канады, США, Исландии, Великобритании.

 


Самолетами дальней авиации выполняются учебные полеты в районах Тихого, Индийского и Атлантического океанов, вблизи границ Канады, США, Исландии, Великобритании.


 

 


Одним из участников многочисленных учений легендарной Дальней авиации был и наш земляк Николай Азанов. Его трудовой стаж при увольнении из Вооруженных сил России насчитывал 47 (каждый день службы в этих войсках считался за два, а в период боевых действий 1 к 3). А самому бортинженеру эскадрильи майору Азанову в то время было 43 года. За время его службы, а прошла она большей частью в Моздоке, Николай Васильевич часто принимал участие в дальних походах своей эскадрильи. Во время первой Чеченской войны они вывозили раненых из республики, работали авианаводчиками для фронтовой авиации, оснащали ракетами участвующие в боевых действиях самолеты. Согласно планам военной реформы в апреле 1998 года  стратегический полк из Моздока был переведен в г. Энгельс Саратовской области на военно-воздушную базу. За семь лет, что Николай служил там, ему дважды довелось побывать на Северном полюсе, облететь вокруг Исландии, слетать к берегам Англии, множество раз побывать в Заполярье, которое использовалось как полигон для испытания нового оружия. Каждый раз, уходя в рейд продолжительностью 12-14 часов, выдерживать суровый экзамен.

 

– Некоторые сейчас говорят, что в армии только недавно возобновились учебные полеты, но мы и раньше участвовали в крупных учениях Дальней авиации. Затишье было только в период с 1991 по 1998 годы, а потом учения стали регулярными.

 

Пожалуй, самыми интересными были полеты, во время которых с двумя дозаправками облетали вокруг Исландии, подлетали к Ла-Маншу. Планировались крупные совместные учения вдоль американских берегов, вблизи Нью-Йорка, но они сорвались из-за теракта 11 сентября. Совместно с Военно-морским флотом запускали ракеты в Индийском океане. Тогда флот выстроил 20 кораблей на расстоянии километра, мы пускали ракету вдоль этого строя, а моряки наблюдали за ее прохождением. К учениям отношение было очень серьезное. Экипаж не знал, куда полетит пущенная нами ракета. Каждая снаряд с боеголовкой имела шифр, который знал только Верховный главнокомандующий. При входе в зону разрешенного пуска шифр сообщался командиру воздушного судна. Без него ракета никогда не отделится от самолета, ее можно только как болванку сбросить во время угрозы взрыва при посадке. Мощность боеголовок такова, что несколькими можно уничтожить всю землю. Когда бомбу во время учений спускали на парашюте на Новую землю, ударная волна при взрыве три раза обогнула земной шар.

 

Бортинженер Н. Азанов на рабочем месте

 

За годы службы на борту самолета было много нештатных ситуаций: отказ двигателя, обрыв головки заправочной штанги, пожар, однажды только чудом удалось избежали столкновения с воздушным танкером во время дозаправки. Были случаи, когда гибли экипажи других самолетов. Но для экипажа Николая Васильевича, к счастью, все обошлось благополучно. Он ушел в отставку в 2005 году, отдав делу защиты России 23 года. Его старший сын Григорий избрал тот же путь. Проявив немало упорства, он добился зачисления в летное училище и сейчас, после его окончания, служит в авиации.

 

Самолеты Дальней авиации

 

Россия под надежной охраной, пока ее защищают люди, которых характеризуют слова, которые присутствуют на эмблеме Дальней авиации: «мастерство, отвага, достоинство, честь».

 
Елена Сухотина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!