Как не любить нам эту землю?

22 октября 2015 - Администратор
article1238.jpg

Если спросить людей на улицах, кого из известных писателей, рассказывавших о наших краях, они знают, то вряд ли прозвучит много фамилий. Конечно, самые известные произведения Алексея Черкасова, чей столетний юбилей отмечался совсем недавно. Безусловно, земляки вспомнят Владимира Чивилихина с его знаменитыми «Серебряными рельсами», Григория Федосеева, курагинских краеведов Георгия Артемьева и Александра Шароватова. Неужели это все? Неужели наша благодатная и красивейшая земля не удосуживалась внимания известных литераторов? Не может этого быть!

 

Действительно, о Курагинском районе писали такие известные писатели, как Владимир Орлов, Валентин Распутин, Юлиан Семенов, поэты Аида Федорова, Казимир Лисовский и многие, многие другие. Какие же впечатления произвели на них наши края? Конечно, если бы не прошла через район знаменитейшая железнодорожная ветка Абакан - Тайшет, то вряд ли бы мэтры отечественной литературы заглянули к нам. Но к счастью, строительство дороги способствовало тому, что названия наших рек, гор, поселков, сел, железнодорожных станций и даже крошечных разъездов стали известны всей стране. Какими они предстали для читателей страны?

 

Владимир Орлов в книге «Хозяева романтики» словами одного из героев характеризует райцентр: «Курагино - симпатичная дыра. Сплошная романтика! В магазинах ничего нет». А Юлиан Семенов, работавший в то время в журнале «Огонек», наоборот, восхищен строительством домов на станции Курагино. «…всего за несколько месяцев вырос великолепный поселок, и линии домов прошили приенисейскую степь ровной строчкой нарядных улиц», - пишет он.

 

Кордово, по мнению маститого писателя, «разлапистая деревня с непонятным андалузским названием». Немало строк, приезжавший на строительство трассы и живший вместе со строителями в палатке писатель, посвятил Кошурниково: «… пять месяцев тому назад Кошурниково, бывшее лишь в воображении строителей, уже приобретало вид поселка: на сопке выросли улицы домов. …Здесь торопились закончить поселок к лету, этой задаче было подчинено все: каждый час, каждая минута.

 

9 мая выпал снег, пушистый, нежный, совсем октябрьский снег. А днем пришло солнце, отнюдь не октябрьское, а по-настоящему жаркое майское солнце. И на следующий день Джебь вышла из берегов и грозила каждую минуту снести мост: так неистово билась она о камни…». Эти строки взяты из книги «Люди штурмуют небо», там же можно найти и зарисовки о наших земляках, например, об инспекторе, а затем и начальнике Курагинского ГАИ Леониде Чернякове.

 

«29 апреля 1958 года станции не было, а была тайга», - писал Валентин Распутин. -

 

«На Кизире ставили поселок. Как легко - взял и сказал: ставили. А ставили трудно…»

 

Строителям трассы Абакан - Тайшет посвящена его книга «Костровые новых городов». Валентин Распутин был пассажиром первого поезда, отправившегося по только что построенной трассе. Он вспоминает, как встречали поезд на станциях:

 

«В эти минуты люди забывали все - и морозы, и трудности. И ради этой минуты они пробивались через скалы, преодолевали реки. …Первый поезд… много их пройдет еще по трассе. Но вот этот, первый, никогда не забудут». «Люди подбрасывали друг друга высоко в воздух. Люди пели. Они поздравляли друг друга с дорогой, с труднейшей из дорог.

 

Двое суток бушевала метель. Казалось, Саяны изо всех сил старались не пустить этот поезд, в котором почетными пассажирами были лучшие строители трассы. А ребята стоят у окон и смотрят, смотрят… целыми часами они стоят у окон и смотрят.

 

И все-таки она есть - трасса Абакан - Тайшет, самая лучшая для них, самая прекрасная из всех трасс. Как много надо было выдержать и сделать, чтобы провести ее от Абакана до Тайшета!»

 

Действительно, как много нужно было преодолеть строителям, понимаешь, читая строки, написанные Владимиром Чивилихиным: «Эх, Казыр, Казыр, злая, непутевая река! Мало людей прошло по твоим берегам от истоков до устья, и ни один человек еще не пробился через все твои шиверы и пороги. О чем бормочет твоя говорливая вода? Что ты рассказываешь, Казыр, - единственный свидетель и недобрый участник трагедии, о которой вот уже много лет помнят тысячи сибиряков. … В самом центре каменного хаоса рождается Казыр, отсюда он начинает свой стремительный бег к Енисею. Главное препятствие на Казыре - пороги. В одном месте вся река собирается в узком гранитном горле, в другом прорывается по длинному извилистому коридору, в третьем - прыгает по ступенчатым лбам. Есть порог, который тянется на семь километров, и в солнечный день стоит над каждым его сливом цветистая радуга. Долго беснуется Казыр, пока не расступятся горы и плавные увалы Минусинской покати не смирят его буйный норов».

 

Если внимательно читать книги, очерки, зарисовки середины прошлого века, посвященные прославленной стройке, можно даже узнать, какая погода была в любой день строительства трассы, настолько пристальным было внимание писателей, журналистов к грандиозному строительству. Они фиксировали все: как суровы были морозы и как невыносима жара. Сколько метров в день проходили строители тоннелей, как много уложено рельсов. Писали литераторы о строящихся станциях, мостах, виадуках и людях, без которых не было бы дороги и произведений, прославивших Курагинский район. И, конечно же, о суровой красоте и богатстве нашего края.

 

К сожалению, газетные площади не позволяют рассказать обо всех писателях, бывавших в нашем районе, их очень много. Но даже из короткого материала видно, как восхищались нашей землей люди, повидавшие немало российских и чужестранных красот. Так как же не любить нам эту землю?!

Елена Сухотина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!